ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 10 КЛАССЕ – БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ МОУ ИЛЬИНСКАЯ СОШ. УЧИТЕЛЬ СМИ РНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ.
ЦЕЛИ УРОКА 1. В ЧЕМ ЗАГАДКА ЧЕЛОВЕКА? 2. ПОЧЕМУ НЕТ ЕДИНОГО ПОНИМАНИЯ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА? 3. ЕСТЬ ЛИ СМЫСЛ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ? 4. КАКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДУЮТ НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ?
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПОНЯТИЯ: АНТРОПОГЕНЕЗ, БИОСОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА, СМЫСЛ ЖИЗНИ, ГЕНОМ, ДНК,МИКРОКОС, МАКРОКОСМОС
ПОВТОРЕНИЕ – «МАТЬ УЧЕНИЯ» ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО? ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ? ЦЕНТРАЛЬНАЯ ФИГУРА ОБЩЕСТВА? ОТЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕКА ОТ ЖИВОТНЫХ? ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. ПОТРЕБНОСТИ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
ЗАГАДКА ЧЕЛОВЕКА ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФИИ: ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК?
ЧЕЛОВЕК КАК ПРОДУКТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ. ЧЕЛОВЕК В ДРЕВНОСТИ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА –ИЗ НИЧЕГО, ПО ВОЛЕ БОГОВ, ПО ВОЛЕ ПРИРОДЫ. НАУЧНОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА- АНТРОПОГЕНЕЗ СВЯЗАН С Ч. ДАРВИНОМ В 19 В. «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА..» И «РОЛЬ ТРУДА …» в 20 В. ЭТИ ИДЕИ СОСТАВИЛИ КОНЦЕПЦИЮ БИОСОЦИАЛЬНОЙ ПР ИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА.
ЧЕЛОВЕК КАК ПРОДУКТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ. ЧЕЛОВЕК В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ИДУТ ПО ТРЕМ ГЛАВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ: 1.ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ, 2. БИОЛОГО- ГЕНЕТИЧЕСКОЕ, 3. БИОЛОГО- СОЦИАЛЬНОЕ.
ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА. РАМАПИТЕК (14 – 20 МЛ) АВСТРАЛАПИТЕК (5- 8 МЛ ) HOMO HABILIS- ЧЕЛОВЕК УМЕЛЫЙ (2МЛ ) HOMO ERECTUS – (1-1,3 МЛ) HOMO SAPIENS- 150 ТЫСЮ- 200ТЫС. КРОМАНЬОНЕЦ( 40 – 50 ТЫС.) ДОМИНИРУЮЩИЙ ФАКТОР ТРУДА В СТАНОВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕКА УСТ УПИЛ МЕСТО МНОГОФАКТОРНОСТИ ПРИЧИН ПОЯВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА РАЗУМНОГО
ЦЕЛЬ И СМЫСЛ ЖИЗНИ СМЫСЛ ЖИЗНИ – ЗАНЯТИЕ ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕКА СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА: ЗАЧЕМ, РАДИ ЧЕГО ЖИВЕТ ЧЕЛОВЕК ОБЪЕТИВНАЯ: ЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕКА СО ВСЕМ ЖИВЫМ. ДВА ПОДХОДА К ПРОБЛЕМЕ СМЫСЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ: 1. СМЫСЛ ЖИЗНИ СВЯЗЫВАЕТСЯ С МОРАЛЬНЫМИ УСТАНОВЛЕНИЯМИ ЗЕМНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. 2. В ДРУГОМ – С ЦЕННОСТЯМИ, НЕ СВЯЗАННЫМИ С ЗЕМНОЙ ЖИЗНЬЮ.
ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФИЛОСОФОВ. АРИСТОТЕЛЬ- СТРЕМЛЕНИЕ К СЧАСТЬЮ ВОЗРОЖДЕНИЕ – СМЫСЛ ЖИЗНИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ СУЩЕСТВОВАНИИ. КАНТ И ГЕГЕЛЬ- 17 – 18 В. – СМЫСЛ ЖИЗНИ С НРАВСТВЕННЫМИ ИСКАНИЯМИ И САМОПОЗНАНИЕМ Э. ФРОММ- 20В. –ДЛЯ ОДНИХ СМЫСЛ ЖИЗНИ- БРАТЬ, ДЛЯ ДРУГИХ – ТВОРИТЬ, ОТДАВАТЬ
ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФИЛОСОФОВ. С.Л. ФРАНК СМЫСЛ ЖИЗНИ В ДУХОВНОЙ СВОБОДЕ И ТВОРЧЕСКОМ НАЧАЛЕ Н.Н ТРУБНИКОВ – СМЫСЛ ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ САМОЙ ЖИЗНИ В БИОЛОГИЧЕСКОМ ОТНОШЕНИИ ЧЕЛОВЕК СМЕРТЕН, КОНЕЧЕН, НО СОЦИАЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ ОН ИМЕЕТ ШАНС БЕСКОНЕЧНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ. НО ХВАТАЕТ ЛИ ЭТО ЧЕЛОВЕКУ?
НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА РАССМАТРИВАЕТСЯ В ЧЕТЫРЕХ ИЗМЕРЕНИЯХ: БИОЛОГИЧЕСКОЕ – АНАТОМИЧЕСКОЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА- БИОЛОГИЯ, ГЕНЕТИКА МЕДИЦИНА ПСИХИЧЕСКОЕ- ИЗУЧЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА - ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЕ- ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА- СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ГРУПП, ПРАВО, ПОЛИТОЛОГИЯ И Т.Д. КОСМИЧЕСКОЕ - ОСМЫСЛЕНИЕ СВЯЗЕЙ ЧЕЛОВЕКА СО ВСЕЛЕННОЙ- ЦИОЛКОВСКИЙ, ВЕРНАДСКИЙ, ЧИЖЕВСКИЙ- СВЯЗЬ МИКРОМИРА И МАКРОМИРА.
ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ. 1. РАБОТА С ПРАКТИЧЕСКИМИ ВЫВОДАМИ. С ПРОЧИТАТЬ ДОКУМЕНТ- ВЫДЕЛИТЬ ГЛАВНУЮ ИДЕЮ.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: УЧЕБ. ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛ. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, ПОД РЕД. Л.Н. БОГОЛЮБОВА- 2 ИЗД. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ