«Сервисная модель как средство диалога между TOP- менеджерами и IT- специалистами: из опыта построения информационных систем вуниверситетах, входящих в Северный (Арктический) федеральный университет» Гильдебрант Александр Егорович, директор Информационно-вычислительного центра ПГУ имени М. В. Ломоносова
Проблема диалога ИТ- специалист: Эти управленцы сами не знаю, чего хотят. И им не хватает компетентности, чтоб суметь с пользой для себя использовать те чудеса, которые мы тут для них творим. И дают нам мало денег на всё. Топ-менеджер(проректор): они там что-то делают у себя в подвале, говорят, что что-то очень важное, никто не пробовал понять, что именно. На всякий случай мы им просто даем немного денег.
Причины внедрения сервис-ориентированного подхода как средства диалога Особенность понятия «потребитель» в университете. Приоритет эффективности над результативностью в условиях ограниченных ресурсов. Внедрение СМК и принципа ориентации на потребителя.
Принципы управления процессами информатизации в ПГУ имени М.В.Ломоносова Планирование и распределение ресурсов: – Проектный подход + – Нормирование обеспечения Организация работы: – Сервисно-ориентированный подход
Условия применимости сервисного подхода Готовность ТОП-менеджеров к партнерским отношениям с ИТ-подразделениями. Наличие механизмов расстановки приоритетов. Готовность архитектуры ИС к разделению на сервисы.
Приложение2 к Программе информатизации ПГУ гг. (выдержки) Направление мероприятий Показатели результативности Развитие автоматизированн ой системы управления Университетом Количество автоматизированных рабочих мест в АСУ университета. Количество формализованных информационных потоков/документов. Удовлетворенность пользователей АСУ. Резолюции семинаров-совещаний по развитию АСУ. Перечень внедренных функциональных модулей информационных систем. Наличие данных о показателях СМК в АСУ.
Приложение2 к Программе информатизации ПГУ гг. (выдержки) Направление мероприятий Показатели результативности Развитие информационной инфраструктуры университета. Количество компьютеров, подключенных к сети университета. Из них на скорости 100 мб/сек и выше до центрального телекоммуникационного узла. На скорости 100 мб/сек и выше до ближайшего телекоммуникационного узла Количество точек доступа в сеть, доступных для студентов (в т.ч. в общежитиях)
Приложение2 к Программе информатизации ПГУ гг. (выдержки) Направление мероприятий Показатели результативности Совершенствован ие учебного процесса при помощи ИТ. Количество компьютеров, задействованных в учебном процессе. Из них в составе специализированных учебных комплексов. Количество компьютерных классов. Из них оборудованных проекторами. Количество компьютеро-часов времени, доступного студентам для самостоятельной работы.
Приложение2 к Программе информатизации ПГУ гг. (выдержки) Направление мероприятий Показатели результативности Совершенствован ие учебного процесса при помощи ИТ. Количество человеко-курсов, прослушанных с использованием информационной поддержки: Мультимедиа-средств. УМКД в электронном виде. Компьютерного тестирования. Дистанционных форм взаимодействия преподавателя и студента. Предметно-ориентированных информационных систем. IT-средств обработки данных. Количество студентов, постоянно использующих учебные материалы в глобальной сети (в т.ч. на сервере ПГУ.)
Сегодняшнее представление о показателях Приложение1 к программе развития САФУ: Целевые показатели (индикаторы) мероприятий программы развития Приложение 2 к программе развития САФУ: Целевые значения показателей эффективности реализации программы развития 2. Доля учебных модулей, оснащенных учебными материалами, доступными студентам университета через сеть Интернет, в общем количестве учебных модулей. 3. Доля студентов, использующих средства дистанционного обучения, в общей численности студентов университета 33. Доля территории кампуса, охваченная беспроводной компьютерной сетью, в общей площади территории кампуса.
Для оформления сервиса необходимо ответить на вопросы: На кого «это» расчитано? Что конкретно получает потребитель? Какая от «этого» польза? Что для «этого» требуется? Сколько «это» стоит? Как «это» связано с другими «этими»?
Необходимые условия запуска сервиса: Положение о сервисе. Система обеспечения сервиса ресурсами. Система информирования потребителя о сервисе. Система показателей результативности работы сервиса. Система сбора и анализа информации о востребованности и качестве сервиса. Техническая документация о сервисе и его связях с другими сервисами.
Что значит «внедрить сервис»? ИТ-специалист: сделать так, чтоб люди им пользовались. Проректор: Подготовить приказ о вводе сервиса в эксплуатацию.
Примеры сервисов Общие – Электронная почта – Выход в интернет – Доступ к электронному каталогу научной библиотеки ПГУ Для подразделений – Сетевые папки подразделений и проектов – Рассылки эл. почты – Поддержка разделов на сайте университета – Предоставление технической площадки для размещения автономных ресурсов сайта университета Для студентов – Доступ к учебным планам, графикам учебного процесса, расписанию занятий, расписанию сессии – Доступ к учебно-методическим комплексам дисциплин Для преподавателей – Размещение учебных материалов на сервере дистанционного образования Вспомогательные – Активация учетной записи студента через сайт ПГУ
Активация учебной учетной записи студента (УУЗС)
Единая площадка для размещения Учебно-методических комплексов дисциплин
Главная проблема сервисного подхода Противоречие между: Необходимостью подстраиваться под интересы пользователя. и необходимостью «подтягивать» интересы пользователя к новому уровню. Ограничение применимости сервисного подхода Через сервисный подход нельзя управлять всей ИТ- деятельностью т.к.Сервисный подход не решает задачу развития!
Повод для профессиональной гордости – сервис, который удалось сделать: Востребованным ! Полезным ! Экономичным ! Современным !