КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «ГАЛАКТИКА-15» ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА» МБОУ СОШ 15 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ Г. ЗАРИНСКА 2012
ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.Программа – это важнейший стратегический документ учреждения, переходящего в инновационный режим жизнедеятельности и принявшего за основу программно-целевую идеологию развития. 2.Программа – это документ, представляющий целостную модель деятельности всего педагогического коллектива. 3.Педагогическая ценность ЛООЛ заключается в том, что личностно- ориентированные подходы, положенные в основу их деятельности, позволяют удовлетворить оздоровительные, образовательные, социокультурные запросы различных категорий детей, используя потенциал свободного времени. 4.Летние каникулы – это продолжение процесса формирования социализации и образования личности через активное взаимодействие ребенка с окружающей средой, благодаря расширению поля его социального взаимодействия, повышению самостоятельности и изменению его деятельности.
Паспорт программы3 Пояснительная записка6 Концепция программы7 Принципы программы Взаимодействие с окружающей средой 8 10 Объективные факторы работы лагеря10 Этапы реализации программы11 Механизм реализации программы12 Методическое сопровождение программы14 Основное содержание программы16 Мероприятия по организации лагеря дневного пребывания «Планета детства» 18 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
План мероприятий программы «Галактика-15» 20 Условия реализации программы 22 Финансовое обеспечение26 Предполагаемые затраты 26 Система контроля за реализацией программы27 Ожидаемые результаты27 Критерии эффективности реализации программы29 Список литературы 30 Приложения 32 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ Создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе, развитие творческих способностей детей.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: 1.Создать условия для организованного отдыха детей и для укрепления здоровья детей. 2.Развивать ключевые компетенции воспитанников: коммуникативные, креативные, социальные и здоровьсберегающие. 3.Предоставлять ребенку возможность для самореализации на основе индивидуального личностного потенциала.
Организация летнего отдыха осуществляется по направлениям: Спортивно – оздоровительное Экологическое Трудовое Досугово-творческое Интеллектуальное Гражданско – патриотическое
При создании концепции программы оздоровительного лагеря преследовались следующие идеи: Идея опоры на базовые потребности ребенка (В.Сухомлинский, Ш. Амонашвили). Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко). Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л.С. Выготский) Идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс, Б.Ананьев).
ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ Принцип гуманизации отношений Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности Принцип демократичности Принцип дифференциации воспитания Принцип творческой индивидуальности Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей Принцип интегративно-гуманитарного подхода Принцип личностного «Я» Принцип уважения и доверия
ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ РАБОТЫ ЛООЛ 1.Временный характер детского объединения. 2.Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В летнем оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий. 3.Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека. 4.Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения. 5.Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно- климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей. 6.Здоровьесберегающие технологии - зарядка, закаливание, спортивные соревнования, смена видов деятельности.
Подготовительный этап. Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия лагеря дневного пребывания начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является: проведение совещаний при директоре и методического объединения классных руководителей по подготовке школы к летнему сезону; издание приказа по школе о проведении летней кампании; разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Галактика-15»; подготовка методического материала для работников лагеря; отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере; составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.).
Организационный этап смены Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня. Основной деятельностью этого этапа является: встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей; запуск программы «Галактика-15»; формирование органов самоуправления, знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Основной этап смены Основной деятельностью этого этапа является: реализация основной идеи смены; вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно - творческих дел; работа творческих мастерских.
Заключительный этап смены Основной идеей этого этапа является: подведение итогов смены; выработка перспектив деятельности организации; анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по лагеря с дневным пребыванием детей в будущем.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Сюжетно-ролевая игра «Галактика-15» Игра предполагает: - большую двигательную активность; - разнообразие видов деятельности; - признание и позитивную оценку в среде сверстников и взрослых; - релаксационные занятия.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей: 1.Организационный модуль. 2.Оздоровительный модуль. 3.Творческий модуль. 4. Патриотический модуль. 5.Нравственно-экологический модуль. 6. Социальный модуль
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Спортивно - оздоровительная работа Организация активного досуга Организация кружковой деятельности Работа по патриотическому воспитанию Работа по трудовому воспитанию
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ Методика КТД Методика самоуправления Социально-педагогическое сопровождение смены Школьные программы
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Мониторинг-карта Листок откровения Рейтинг личностного роста Анкета на входе-выходе
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья. Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности. Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности. Укрепление здоровья школьников. Личностный рост участников смены. Работа в органах самоуправления под руководством взрослых способствует формированию таких умений, как: Лидерские способности. Чувство ответственности за лагерь, за весь коллектив. Умение общения с взрослыми и сверстниками. Высказывание и отстаивание своей точки зрения. Видение ошибок и умение находить пути их исправления.
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ п/пМероприятиеСрок проведенияОтветственные 1.Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря. АпрельНачальник лагеря 2.Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере. 1 день сменыСтарший вожатый 3.Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями. В течение сменыНачальник лагеря, отрядные воспитатели 4.Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий. Последний день сменыСтарший вожатый 5.Ведение Тетради отзывов («Бортового журнала лагеря») В течение сменыСтарший вожатый
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!