Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг». Мастерство писателя в изображении картин природы.
По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. родители писателя
Детство Тургенева 1830г. И.С.Тургенев Иван Сергеевич Тургенев был вторым ребёнком в семье. Живой, впечатлительный, не по годам развитый мальчик, внимательно прислушивался к разговорам взрослых, охотно общался с дворовыми людьми. Игрушки мало занимали его. В доме Тургеневых была довольно большая библиотека. Она стала для Ивана любимым местом в доме. Тургеневу не было ещё и пятнадцати лет, когда он, успешно сдав экзамены, ста студентом словесного отделения Московского университета.
Начало литературной деятельности. Первое произведение Тургенева появилось в печати в 1836 году, когда он ещё учился в Петербургском университете. Это была небольшая рецензия на книгу А.Н.Муравьева «Путешествие по святым местам русским». Главное внимание молодой Тургенев уделял поэзии. Его стихотворения стали появляться в журналах «Современник» и «Отечественные записки».
Отбыв за границу в июле 1856, он отправляется в Англию, затем в Германию, где пишет «Асю», одну из наиболее поэтичных повестей, а осень и зиму проводит в Италии. К лету 1858 он в Спасском; в дальнейшем нередко год Тургенева будет члениться на «европейский, зимний» и «российский, летний» сезоны.
В начале 1882 года Тургенев тяжело заболел. Умер он 3 сентября 1883 года во Франции. Смерть Тургенева была воспринята как «горе общее, всенародное».
Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной болезни (рак спинного мозга). Похороны в Петербурге вылились в массовую манифестацию.
Не было души более открытой, более тонкой и более проникновенной, не было таланта более пленительного, не было сердца более честного и более благородного. Ги де Мопассан
Какую роль может играть пейзаж в литературном произведении? Подчеркивает или передает душевное состояние персонажей: при этом внутреннее состояние человека уподобляется или противопоставляется жизни природы Пейзаж - экспозиция Сопровождает развитие внешних событий Выражает чувства автора, обращен к эмоциям читателя (лирический пейзаж)
«…Солнце меж тем скрывается за Стамбулом – и багряным глянцем загораются стекла в Скутари, мрачно к кк краснеет кипарисовый лес его Великого кладбища, в ф фф фиолетовые тоны переходит с сс сизый дымный воздух над рейдом, и возносятся в зеленеющее небо печальные, медленно возрастающие и замирающие голоса…» И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско»
Цветовые эпитеты играют в литературном произведении разные роли Смысловую (розовый цвет щёк – здоровье, рыжие сапоги – не новые) Описательную, чтобы изображаемое получилось более зримым, ощущаемым Эмоциональную
Разные цвета вызывают разные чувства: КрасныйКрасный – возбуждение, активность Тёмно-серый, синийТёмно-серый, синий – спокойствие, рассудительность ЗелёныйЗелёный – ощущение чёткости, пунктуальности, порядка ЖёлтыйЖёлтый – хорошее, весёлое настроение, ощущение энергии КоричневыйКоричневый – безразличие, неуютность, неприкаянность ФиолетовыйФиолетовый – очарованность, мечтательность ЧёрныйЧёрный – подавленность, депрессия БелыйБелый – нейтральный эмоционально
Многоцветие Чёрный, красный, кровавый Чёрный, красный, кровавый – страшное, трагическое состояние Серый, чёрный, зелёный Серый, чёрный, зелёный – создаётся унылое настроение Чёрные и золотые Чёрные и золотые тени олицетворяют столкновение силы и слабости, света и тьмы
Пейзаж в литературном произведении существует не для красоты слога. Он помогает увидеть связь человека и природы. Пейзаж – это природа, увиденная глазами человека. Какой видит её человек? Как связана внутренняя, душевная жизнь человека с жизнью природы? Об этом заставляет задуматься пейзаж в произведении. Внимательное чтение каждого слова подскажет проницательному читателю многое, поможет понять замысел автора.
Проанализировать первый пейзаж с точки зрения красок, звуков и отметить, какими тропами пользуется писатель, описывая природу.
Домашнее задание I вариант - проанализировать второй пейзаж с точки зрения красок, звуков и отметить, какими тропами пользуется писатель, описывая природу II вариант - проанализировать третий пейзаж с точки зрения красок, звуков и отметить, какими тропами пользуется писатель, описывая природу.