Из истории театра
Передвижной театр народа мари. Днем рождения марийского театра принято считать 29 ноября 1919 года - день показа первой постановки спектакля по пьесе Тыныш Осыпа «Закон шумлык» (Из-за закона). Передвижной театр народа мари. Днем рождения марийского театра принято считать 29 ноября 1919 года - день показа первой постановки спектакля по пьесе Тыныш Осыпа «Закон шумлык» (Из-за закона). Театр не имел своего помещения в городе Краснококшайске (Йошкар-Ола) и показывал спектакли для крестьян близлежащих деревень и сел. Главным режиссером был назначен Иван Тимофеевич Беляев ( ). В первое время репертуар театра состоял из переводных произведений русских писателей. Пьес на марийском языке не было. Это заставило участников театра самим взяться за их создание. Театр не имел своего помещения в городе Краснококшайске (Йошкар-Ола) и показывал спектакли для крестьян близлежащих деревень и сел. Главным режиссером был назначен Иван Тимофеевич Беляев ( ). В первое время репертуар театра состоял из переводных произведений русских писателей. Пьес на марийском языке не было. Это заставило участников театра самим взяться за их создание.
Деревянное здание театра было построено в 1926 году в Краснококшайске по проекту архитектора Георгия Гвоздецкого. «Белоснежной шатровой крышей и такими же белыми стенами оно напоминало сказочный корабль».
Первое поколение профессиональных актеров. В 1927 году в новом здании театра открылась Марийская студия для подготовки актеров. 23 октября 1929 года состоялся первый выпуск. 15 актеров получили квалификацию профессиональных актеров марийского театра. Среди первых марийских актёров Василий Якшов, Анастасия Филиппова. В.Якшов - первый актер, сыгравший на сцене легендарного богатыря Акпатыра. Первое поколение профессиональных актеров. В 1927 году в новом здании театра открылась Марийская студия для подготовки актеров. 23 октября 1929 года состоялся первый выпуск. 15 актеров получили квалификацию профессиональных актеров марийского театра. Среди первых марийских актёров Василий Якшов, Анастасия Филиппова. В.Якшов - первый актер, сыгравший на сцене легендарного богатыря Акпатыра.
Режиссеры театра. Режиссером нового театра в 1929 году был назначен Наум Исаевич Календер. Режиссеры театра. Режиссером нового театра в 1929 году был назначен Наум Исаевич Календер. С апреля 1934 по июль 1936 годы театр возглавлял режиссер Николай Станиславский. Для постановки он выбрал драму А.Островского «Гроза», ее перевод на марийский язык был выполнен С.Чавайном. Постановка драмы "Акпатыр" С.Чавайна стала большим событием в республике. С апреля 1934 по июль 1936 годы театр возглавлял режиссер Николай Станиславский. Для постановки он выбрал драму А.Островского «Гроза», ее перевод на марийский язык был выполнен С.Чавайном. Постановка драмы "Акпатыр" С.Чавайна стала большим событием в республике. С августа 1936 года режиссером стал Алексей Маюк-Егоров - первый марийский режиссер- профессионал. Режиссер проработал в театре 2 года. Наиболее интересной из его работ стала постановка в 1938 году комедии С.Николаева «Салика». С августа 1936 года режиссером стал Алексей Маюк-Егоров - первый марийский режиссер- профессионал. Режиссер проработал в театре 2 года. Наиболее интересной из его работ стала постановка в 1938 году комедии С.Николаева «Салика».
Первые марийские драматурги Яков Павлович Майоров-Шкетан ( ). Осенью 1923 года М. Шкетан начал работать режиссером и актером марийского театра. В годах сыграл все основные роли в своих пьесах. В 1928 году предложил театру драму «Ачийжат, авийжат…» (Эх, родители!). Этим спектаклем открывались театральные сезоны, его включали в репертуар гастрольных поездок. Яков Павлович Майоров-Шкетан ( ). Осенью 1923 года М. Шкетан начал работать режиссером и актером марийского театра. В годах сыграл все основные роли в своих пьесах. В 1928 году предложил театру драму «Ачийжат, авийжат…» (Эх, родители!). Этим спектаклем открывались театральные сезоны, его включали в репертуар гастрольных поездок. Сергей Чавайн ( ). В 1928 году началось содружество театра с С.Чавайном. В репертуаре театра его пьесы «Мyкш отар» (Пасека, 1928) и «Илыше вyд» (Живая вода, 1929). Летом 1930 года с этими спектаклями Марийский государственный театр участвовал в I Всесоюзной олимпиаде театров и искусств народов СССР в Москве и был удостоен Диплома I степени. Сергей Чавайн ( ). В 1928 году началось содружество театра с С.Чавайном. В репертуаре театра его пьесы «Мyкш отар» (Пасека, 1928) и «Илыше вyд» (Живая вода, 1929). Летом 1930 года с этими спектаклями Марийский государственный театр участвовал в I Всесоюзной олимпиаде театров и искусств народов СССР в Москве и был удостоен Диплома I степени.
Яков Павлович Шкетан (Шкетан М.: от луговомар. шкет одинокий; настоящее имя Яков Павлович Майоров) (29 октября 1898, дер. Старое Крещено, Ернурская волость Яранского уезда Вятской губернии 16 мая 1937, Оршанка) марийский журналист, писатель и общественный деятель. Основоположник марийской драматургии. Яков Павлович Шкетан (Шкетан М.: от луговомар. шкет одинокий; настоящее имя Яков Павлович Майоров) (29 октября 1898, дер. Старое Крещено, Ернурская волость Яранского уезда Вятской губернии 16 мая 1937, Оршанка) марийский журналист, писатель и общественный деятель. Основоположник марийской драматургии. С ноября 1948 года Марийский драматический театр носит имя драматурга М.Шкетана. С ноября 1948 года Марийский драматический театр носит имя драматурга М.Шкетана.
Как журналист отличался непревзойдённым мастерством сатиры и юмора: только в х около 300 публикаций и 80 фельетонов. Литературное творчество с 1919: при жизни опубликовано 7 книг рассказов и 5 пьес (всего написано 13 пьес). Самый известный труд роман «Эренер» о коллективизации марийского села (на марийском языке в 1933; на русском языке в 1936). В его творчестве описывается жизнь и быт, состояние марийского общества 1920-х. Как журналист отличался непревзойдённым мастерством сатиры и юмора: только в х около 300 публикаций и 80 фельетонов. Литературное творчество с 1919: при жизни опубликовано 7 книг рассказов и 5 пьес (всего написано 13 пьес). Самый известный труд роман «Эренер» о коллективизации марийского села (на марийском языке в 1933; на русском языке в 1936). В его творчестве описывается жизнь и быт, состояние марийского общества 1920-х.
В 30-е годы он создает так же такие произведения, как пьеса «Муть прошлого» («Кодшо румбык»,1931), рассказы «Капка орол» («Караульщик ворот»), «Карпуш», «Жизнь зовет»(1934), «В дороге» (1934), комедии: «Кышал» («Кисель»,1931), «Лапчык Каритон», «Кок сÿанат пеле» («Две с половиной свадьбы»). В годах М.Шкетан создает множество юмористических рассказов. К ним относятся: «Патай сопром» (1936), «Поминки борова», «Радиопереклички», «Лыжи», «Парашют» (1936). В 30-е годы он создает так же такие произведения, как пьеса «Муть прошлого» («Кодшо румбык»,1931), рассказы «Капка орол» («Караульщик ворот»), «Карпуш», «Жизнь зовет»(1934), «В дороге» (1934), комедии: «Кышал» («Кисель»,1931), «Лапчык Каритон», «Кок сÿанат пеле» («Две с половиной свадьбы»). В годах М.Шкетан создает множество юмористических рассказов. К ним относятся: «Патай сопром» (1936), «Поминки борова», «Радиопереклички», «Лыжи», «Парашют» (1936).
Чавайн Сергей Григорьевич ( ноября 1937, Йошкар-Ола), марийский советский писатель. родился в деревне Малые Карамасы, ныне Моркинского района Марийской АССР, в бедной крестьянской семье. Один из основоположников литературы народа мари. Чавайн Сергей Григорьевич ( ноября 1937, Йошкар-Ола), марийский советский писатель. родился в деревне Малые Карамасы, ныне Моркинского района Марийской АССР, в бедной крестьянской семье. Один из основоположников литературы народа мари.
Сергей Чавайн - автор стихов, рассказов, повестей, пьесы «Пасека», исторической драмы «Акпатыр» об участии марийского народа в Крестьянской войне под предводительством Е. И. Пугачева, романа "Элнет" об идейном росте марийской интеллигенции и крестьян в период , многочисленных переводов из русской классики (А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Н. В. Гоголь, М. Горький и др.). Сергей Чавайн - автор стихов, рассказов, повестей, пьесы «Пасека», исторической драмы «Акпатыр» об участии марийского народа в Крестьянской войне под предводительством Е. И. Пугачева, романа "Элнет" об идейном росте марийской интеллигенции и крестьян в период , многочисленных переводов из русской классики (А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Н. В. Гоголь, М. Горький и др.).
Йыван Кырла (настоящее имя: Кирилл Иванович Иванов) (17 марта июля 1943) марийский советский актёр и поэт. Йыван Кырла (настоящее имя: Кирилл Иванович Иванов) (17 марта июля 1943) марийский советский актёр и поэт. Кадр из фильма «Наместник Будды» В роли Мустафы Ферта в фильме "Путевка в жизнь" Поэт и актер
Родился в деревне Купсола (ныне Сернурский район Марий Эл) в бедной крестьянской семье. Его отец, Иван Семенович, был убит кулаками за активное участие в работе комбеда, мать Матрёна Якимовна осталась с тремя детьми. Жил в деревне, пастушил, батрачил, просил милостыню. Родился в деревне Купсола (ныне Сернурский район Марий Эл) в бедной крестьянской семье. Его отец, Иван Семенович, был убит кулаками за активное участие в работе комбеда, мать Матрёна Якимовна осталась с тремя детьми. Жил в деревне, пастушил, батрачил, просил милостыню. Окончил школу первой ступени в Марисоле, поехал в Сернур для продолжение учёбы во второй ступени. Осенью 1926 года по путёвке направлен на учёбу в марийское отделение рабфака при Казанском университете. Окончил школу первой ступени в Марисоле, поехал в Сернур для продолжение учёбы во второй ступени. Осенью 1926 года по путёвке направлен на учёбу в марийское отделение рабфака при Казанском университете.
У Кырли (Кирилла) рано проявился интерес к поэзии, музыке, театру, кино. Преподаватели, заметив его незаурядные артистические способности, осенью 1929 года дали ему направление на актёрское отделение Государственного техникума кинематографии. У Кырли (Кирилла) рано проявился интерес к поэзии, музыке, театру, кино. Преподаватели, заметив его незаурядные артистические способности, осенью 1929 года дали ему направление на актёрское отделение Государственного техникума кинематографии. В числе студентов национальных студий Кырла был приглашён для участия в массовых сценах при постановке первого звукового советского художественного фильма «Путёвка в жизнь». На рабочем просмотре первого эпизода фильма молодой актёр был выбран режиссёром Николаем Экком на роль вожака беспризорников Мустафы по кличке «Ферт». В числе студентов национальных студий Кырла был приглашён для участия в массовых сценах при постановке первого звукового советского художественного фильма «Путёвка в жизнь». На рабочем просмотре первого эпизода фильма молодой актёр был выбран режиссёром Николаем Экком на роль вожака беспризорников Мустафы по кличке «Ферт».
После окончания кинотехникума актёр работал на студии «Востокфильм», в годах участвовал в съёмках фильма «Наместник Будды» (режиссер Евгений Иванов-Барков), где сыграл роль ламы. Во время съёмок вместе с творческим коллективом прожил в Монголии. В начале 1937 года Кырла переехал в Йошкар-Олу и стал артистом Марийского государственного драматического театра, играл в спектаклях «Любовь Яровая», «Дубровский». После окончания кинотехникума актёр работал на студии «Востокфильм», в годах участвовал в съёмках фильма «Наместник Будды» (режиссер Евгений Иванов-Барков), где сыграл роль ламы. Во время съёмок вместе с творческим коллективом прожил в Монголии. В начале 1937 года Кырла переехал в Йошкар-Олу и стал артистом Марийского государственного драматического театра, играл в спектаклях «Любовь Яровая», «Дубровский».
Йыван Кырла известен не только как киноактёр, но и как поэт. Его стихи печатались в газете «Марий ял» («Марийская деревня»), издававшейся в Москве на рубеже 30-х годов. При жизни поэта вышли три книги. Начал печататься в В 1931 вместе с Олык Ипаем опубликовал сборник стихов "Мы ударники". В 1932 вышел сборник "Голосом революции пою я от радости", в 1935 "День рождения". В январе 1937 года поэт был принят кандидатом в члены Союза писателей СССР. Йыван Кырла известен не только как киноактёр, но и как поэт. Его стихи печатались в газете «Марий ял» («Марийская деревня»), издававшейся в Москве на рубеже 30-х годов. При жизни поэта вышли три книги. Начал печататься в В 1931 вместе с Олык Ипаем опубликовал сборник стихов "Мы ударники". В 1932 вышел сборник "Голосом революции пою я от радости", в 1935 "День рождения". В январе 1937 года поэт был принят кандидатом в члены Союза писателей СССР.
В 1937 году его арестовали как «врага народа» и приговорили к десяти годам лишения свободы. Был узником Соловков, Кандлага, строил Беломорско-Балтийский канал. Умер на тяжелых физических работах в рудниках 3 июля 1943 году в городе Краснотурьинске Свердловской области.
Вопросы и задания: 1. Чьим именем назван марийский драматический театр? Что означает его псевдоним? Какая из его пьес, поставленная им на сцене театра еще в 1923 году, до сих пор остается в репертуаре театра? 2. Чем в истории Марийского театра ознаменован 1930 год? 3. Какие произведения Сергея Чавайна до сих пор остаются в репертуаре театра? 4. В каких фильмах и какие роли сыграл Йыван Кырла? Какие сборники стихов им созданы?