Проект «Создание предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы » Разработчики проекта: Заведующий Золотоверхова Галина Викторовна, старший воспитатель Рахматуллина Наталья Геннадьевна, воспитатели Батурина Наталья Юрьевна, Коваленко Надежда Алексеевна Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад 56 «Надежда» г. Орска»
Цель: Достижение современного качества дошкольного образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства на основе организации информационно-методических, материально- технических, организационно- содержательных условий для развития личностных качеств детей (активности, инициативности и др.) в ходе реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группах индивидуальной и общеразвивающей направленности МДОАУ 56.
Задачи: Обеспечить цикличный, целенаправленный характер инновационным процессам в МДОАУ 56 посредством создания условий для повышения профессионального уровня педагогов в вопросах инновационного подхода к организации предметно- развивающей среды в группе на основе реализации принципа интеграции образовательных областей. Создать условия для развития ключевых профессиональных компетентностей педагогов (коммуникативной, информационной, регуляторной, интеллектуально- педагогической как базовой) в ходе методических мероприятий по развитию умений у педагогов строить предметно-развивающее образовательное пространство группы. Способствовать развитию профессиональной коммуникации в едином культурно-образовательном сообществе, на основе удовлетворения спроса педагогов на педагогические и методические услуги, обеспечить тесное сотрудничество с педагогической наукой, организовать распространение опыта и достижений педагогического коллектива.
Направления инновационной методической деятельности по созданию предметно-развивающей среды 1. Совершенствование качества педагогической деятельности: - развитие ключевых профессиональных компетентностей педагогов (коммуникативной, информационной, регулятивной и интеллектуально- педагогической как базовой) в вопросах инновационного подхода к организации предметно- развивающей среды в группе на основе реализации принципа интеграции образовательных областей; - подготовка педагогов к ведению проектирования (моделирования) и обобщению результатов работы по организации развивающих центров активности детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Совершенствование содержания образования: - Обязательная часть ОП – реализация комплексных и парциальных образовательных программ, их адаптация к ФГТ, условиям детского сада, разработка механизмов интеграции различных образовательных программ, региональной специфики, моделирование разноуровнего содержания. - Часть ОП, формируемая участниками образовательного процесса ОП с учетом специфики – разработка, отбор и утверждение содержания образовательных областей, моделей предметного насыщения центров активности детей.
3. Совершенствование образовательного процесса: - разработка и внедрение активных методов воспитания, обучения и развития детей в разнообразных формах образовательной деятельности: совместной, самостоятельной; - организация совместной проектно-развивающей деятельности дошкольников и взрослых; - активное включение семьи в организацию предметно- пространственного окружения МДОУ; - выработка методов психолого-педагогической диагностики и прогнозирования в образовательном процессе по оценке влияния среды на развитие личностных, интеллектуальных, физических качеств детей.
Организационные формы методической работы План методической работы по реализации проекта создания предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГТ МероприятияСрок проведения Ответственный Организационные мероприятия по реализации проекта по созданию предметно-развивающей среды. Заседание педагогического совета по созданию рабочей группы по разработке проекта создания предметно-разивающей среды в соответствии требованиями ФГТ. Сентябрь 2011г. Зав.ДОУ Ст.воспитатель Составление плана деятельности рабочей группы по реализации проекта по созданию предметно- развиващей среды. Июль 2001г. Зав.ДОУ Ст.воспитатель
План методической работы по реализации проекта создания предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГТ Работа с педагогами Семинар: «Требования к созданию предметно-развивающей среды в соответствии с ФГТ».. Сентябрь 2011г.Зав.ДОУ Ст.воспитатель Круглый стол: «Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах ДОУ». Ноябрь 2011г.Ст.воспитатель Семинар: «Интегративный подход к организации предметно-развивающей среды ДОУ». Январь 2012г.Ст.воспитатель Семинар - практикум « Выделение центров активности в предметно-развивающей среде» Март 2012г.Ст.воспитатель Практикум: «Содержание центров активности». Выходы в группы6 Апрель 2012г.Ст.воспитатель Воспитатели групп Организация выставок, конкурсов Организация развивающей инновационной среды в группах детского сада. майСт.воспитатель Воспитатели групп
Планируемый результат для педагогов: повышение образовательного ценза и уровня квалификации педагогов в вопросах инновационного подхода к созданию предметно-развивающей среды в группе; умение проектировать, представлять и защищать реализуемую модель организации предметно-развивающей среды группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования, рабочей программы; эффективность педагогической деятельности по организации предметно- пространственной среды на основе изложенных выше теоретических и методологических принципов, выраженной образовательными (интеллектуальными, личностными, физическими качествами) и личностными достижениями детей каждой возрастной категории; обобщение опыта работы по организации развивающих центров активности детей в предметно-пространственном окружении на принципах интеграции образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Планируемый результат для воспитанников: активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и др. видов детской деятельности; проходят через закономерные стадии развития; обеспечены социальным взаимодействием направленным на эмоциональное и когнитивное развитие; неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе.
Планируемый результат для ДОУ Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей, Высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества, Охрана и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, Комфортное состояние воспитанников и педагогических работников.
Особенности организации предметно- развивающей среды в группе Младший возрастСредний возрастСтарший и подготовительный возраст - Накопление опыта предметно – познавательной и коммуникативной деятельности, - накопление опыта предметно – познавательной и коммуникативной деятельности. - формирование опыта совместного со сверстниками действия, развитие познавательных интересов и творческое отражение впечатлений в различных видах продуктивной деятельности. - формирование познавательной активности, самостоятельности, ответственности и инициативы, - участие в преобразовании предметно – развивающей среды.
Задачи предметно – развивающей среды: Обеспечение условий для развития познавательных и творческих способностей детей. Поддержание познавательной активности, обеспечение ее дальнейшего роста. Создание условий для реализации усвоенных на занятиях способов деятельности, приобретенных знаний. Создание условий для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.
Требования к созданию предметно-развивающей среды 1. Функциональные требования к предметно- развивающей среде, обеспечивающие реализацию ООП. Функции сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования Функция гуманизации дошкольного образования, ориентирующая на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве. Функция защиты ребенка о некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности дошкольного образования. Функция повышения эффективности и качества дошкольного образования. Критериально-оценочная функции..
2. Психолого-педагогические требования к предметно-развивающей среде в свете требований ФГТ: Сообразность педагогической ценности, Оптимальность, Гендерная принадлежность, Интегративность, Соответствие развивающей функции, Сертифицированность, Качественные характеристики игрушек, Учёт основной формы работы с детьми, Продуктивная деятельность, Познавательно – исследовательская направленность, Стимулирование двигательной активности, Региональность, Соответствие реализации образовательных областей и другие.
Центры развития активности дошкольников (пример «Книжное царство»): Центры развития активности детей в групповых помещениях Образовательная область Центры активности Интегративная направленность деятельности центра Познавательно-речевое направление развития детей Чтение художественной литературы Интегрируется с образовательными областями: Познание Социализация Музыка Здоровье - Центр «Книжное царство» Формирование потребности рассматривать книгу, беседовать по поводу ее содержания. Развитие литературной речи, художественно-творческого потенциала. Развитие интереса к художественной литературе. Воспитание привычки к аккуратному обращению с книгой. Воспитание эмоционального отношения к героям художественно- литературных произведений средствами музыкальных произведений разных жанров, желание создавать яркие выразительно-изобразительные образы литературных героев. Приобщение к миру уральской художественной культуры через сказки, сказы, легенды, мифы народов России, Среднего Урала, творчество известных писателей литературных произведений для детей. Развитие понимания нравственно-этических отношений героев художественных произведений.
Проектирование предметно – развивающей среды ДОУ. Моделирование предметно-развивающей среды в групповых помещениях: 1. Пространственное моделирование предметно-развивающей среды. 2. Временное моделирование развивающей среды. 3. Предметное моделирование развивающей среды.
Оборудование центров развития активности (пример образовательная область «Чтение художественной литературы»): Центры развития Оборудование центров Чтение художественно й литературы Библиотека: книжки-малышки, рассказы в картинках, книги писателей. Портреты писателей. Подбор художественной литературы по жанрам, тематике соответствующей перспективному (тематическому) плану. Организация тематических выставок писателей и поэтов. Тематические выставки художественной литературы разных авторов по сезонам, праздникам. Аудио – энциклопедий о природе. Подборка иллюстраций о профессиях взрослых, связанных с охраной природы (лесничий, егерь и т.д.) Книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, игры. Стихи, рассказы, знакомящие детей с историей страны, с ее сегодняшней жизнью. Книги о жизни природы, о животных, растениях (хорошо иллюстрированные) страны, края. Издания тех произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях Юмористические книги с иллюстрациями (Н.Носов, С. Маршак, В. Драгунский, Э. Успенский и др.). Книги, которые дети приносят из дома. «Толстые» книги, которые воспитатель читает детям в группе в течение длительного периода времени. Справочная и познавательная литература. 2 – 3 постоянно сменяемых детских журнала. Энциклопедии. Книжки-раскраски, книжки – самоделки. Аудио и CD –диски для прослушивания (произведения по программе и любимые детьми произведения).