Джайнизм Автор: Петрова Екатерина Александровна, преподаватель истории и обществознания Мурманская область, г.Полярные Зори Государственное автономное областное образовательное учреждение начального профессионального образования «Полярнозоринский энергетический лицей»
Цели и задачи: 1. Ознакомление с нравстенно- этическими и сакральными характеристиками джайнизма 2. Раскрытие темы образа жизни джайнов и их мировоззрения 3. Обеспечение условий для формирования устойчивых познавательных интересов по дальнейшему изучению данной темы 4. Выявление особенностей джайнизма как религии
Этот мир пустыня. Оазис существует только в нашем сознании. Сотворите этот оазис сознания. И всё, что потребуется для этого, делайте. Какую бы цену ни пришлось платить за это платите ; как бы ни приходилось рисковать рискуйте, потому что всё остальное будет отнято от вас всё равно. Бхагавана
История возникновения джайнизма
Джайны считают, что их религия возникла в древнейшие времена, когда люди ещё не умели считать, писать, готовить пищу… Царь Ришабха научил их этому и многому другому, в том числе и основам будущей религии. После него эти верования развивали ещё двадцать три его последователя – тиртханкара (это слово переводится как «создатель пути, переправы»). Однако, учёные нашли подтверждение существования джайнистских верований начиная лишь с VIII в. до н.э. (По хронологии верующих это было время жизни 23 «создателя пути» Паршванатхи). О тиртханкарах известно очень мало, за исключением последнего, двадцать четвёртого, оказавшего настолько значительное влияние на формирование джайнизма, что иногда его называют «основатель джайнизма». Его имя – Вардхамана. Область, из которой происходил Вардхамана (территория современного индийского штата Бихар).
Слово «джайн», происходит от слова «джина» – победитель. На алтарях их храмов находится изображение основателя джайнизма Гуру Махавиры в позе «лотоса», но в отличие от известного всем Будды, он без одежды, то есть полностью голый.
Джайнизм (или, как называют его в Индии, «джайна- дхарма» - «религия джайнов») возник в VI-V вв. до н. э. на востоке полуострова Индостан, там, где теперь расположен штат Бихар.
Махавира родился в 615 году до н.э. (так утверждают сторонники одной джайнистской секты; согласно другой версии, год его рождения г. до н.э.), то есть раньше Будды, своего современника. Его отцом был правитель княжества Вайшали в государстве Видеха (современный Бихар) Сиддхартха, а матерью - царица Трисала. Существует, впрочем, предание о том, что в действительности его зачала Девананда, супруга некоего брахмана по имени Ришабхадева, однако боги, стремясь предотвратить появление младенца на свет в "скаредном брахманском семействе", перенесли зачатое дитя в чрево кшатрийки Трисалы. Перед рождением ребенка, по преданию, Трисала видела шестнадцать (как считают джайны толка Дигамбара) или четырнадцать (как утверждают джайны толка Шветамбара) снов, имевших значение доброго знамения. Толкователи снов объявили, что ребенку суждено впоследствии стать либо Чакравартином (императором вселенной), либо Тиртханкаром (учителем человечества). Можно вспомнить, что и в случае с Буддой было сделано подобное пророчество, однако, в отличие от отца Будды, Сиддхартха не принял никаких мер, чтобы помешать сыну вырасти "учителем человечества", и предоставил ему право выбора.
Ребенок получил имя Вардхамана ("взращиватель"), ибо, согласно легенде, благосостояние княжества значительно возросло после его рождения. Уже мальчиком Вардхамана своими героическими подвигами заслужил имя Махавира ("великий герой"). В возрасте тридцати лет, однако, он удалился от мирской суеты, став членом секты бродячих проповедников, основанной философом Параванатхой. Однако вскоре он обнаружил, что святые люди не столь строги в соблюдении обетов и аскетизма, сколь ему бы хотелось. Тогда он оставил их и продолжал скитаться в одиночку. В течение двенадцати лет он оставался нищим бродягой, не задерживаясь нигде более ночи. На тринадцатом году, гласит легенда, Вардхамана достиг всеведения под деревом Ашока на холме Парванатха. После этого он стал известен как Джина ("победитель кармы" - предначертаний судьбы), откуда и берет начало название религии - "джайнизм" - и ее сторонников - "джайнистов". Более тридцати лет проповедовал Махавира свое учение. Основополагающим моментом доктрины джайнизма является положение о том, что причинение вреда живым существам является величайшим грехом, а строгий аскетизм и отказ от бренной собственности - величайшей добродетелью. За эти тридцать лет многие цари и крупные торговцы приняли проповедовавшуюся веру. Будучи семидесяти двух лет, Махавира почил, находясь в гостях у царя Павапури (современная Патна) Хастипалы и тем самым "разорвал узы рождения, старости и смерти". Ребенок получил имя Вардхамана ("взращиватель"), ибо, согласно легенде, благосостояние княжества значительно возросло после его рождения. Уже мальчиком Вардхамана своими героическими подвигами заслужил имя Махавира ("великий герой"). В возрасте тридцати лет, однако, он удалился от мирской суеты, став членом секты бродячих проповедников, основанной философом Параванатхой. Однако вскоре он обнаружил, что святые люди не столь строги в соблюдении обетов и аскетизма, сколь ему бы хотелось. Тогда он оставил их и продолжал скитаться в одиночку. В течение двенадцати лет он оставался нищим бродягой, не задерживаясь нигде более ночи. На тринадцатом году, гласит легенда, Вардхамана достиг всеведения под деревом Ашока на холме Парванатха. После этого он стал известен как Джина ("победитель кармы" - предначертаний судьбы), откуда и берет начало название религии - "джайнизм" - и ее сторонников - "джайнистов". Более тридцати лет проповедовал Махавира свое учение. Основополагающим моментом доктрины джайнизма является положение о том, что причинение вреда живым существам является величайшим грехом, а строгий аскетизм и отказ от бренной собственности - величайшей добродетелью. За эти тридцать лет многие цари и крупные торговцы приняли проповедовавшуюся веру. Будучи семидесяти двух лет, Махавира почил, находясь в гостях у царя Павапури (современная Патна) Хастипалы и тем самым "разорвал узы рождения, старости и смерти".
Аскет на празднике джайнов
Характерные особенности джайнизма
Характерной особенностью джайнизма является тщательная разработка правил и внешних форм аскетического поведения и требование строжайшего их соблюдения, в частности, принципа ахимсы. отличие от брахманизма, джайнизм дуалистичен. В основе этого дуализма лежит одновременно отрицание (как в буддизме) неизменного начала и признание (как в брахманизме) этого начала. В результате это приводит к признанию диалектичности существующей реальности, ее способности делаться разумной, поскольку движущей причиной этого превращения признана нравственная активность человеческой личности, что подчеркивается крайним аскетизмом. В конечном итоге джайнизм, как и буддизм, утверждает имманентность божественного человеку при признании равенства всего существующего. Характерной особенностью джайнизма является тщательная разработка правил и внешних форм аскетического поведения и требование строжайшего их соблюдения, в частности, принципа ахимсы. отличие от брахманизма, джайнизм дуалистичен. В основе этого дуализма лежит одновременно отрицание (как в буддизме) неизменного начала и признание (как в брахманизме) этого начала. В результате это приводит к признанию диалектичности существующей реальности, ее способности делаться разумной, поскольку движущей причиной этого превращения признана нравственная активность человеческой личности, что подчеркивается крайним аскетизмом. В конечном итоге джайнизм, как и буддизм, утверждает имманентность божественного человеку при признании равенства всего существующего.
Этический дуализм джайнизма не только разрешает, но и рекомендует самоубийство посредством поста (саллекхана). При этом пренебрежение к собственной жизни уравновешивается с трогательной заботой по отношению к другим живым существам. Джайны практикуют строжайшее вегетарианство, вплоть до стерилизации воды. Признавая в целом адекватность познания предмету, джайнизм одновременно утверждает относительность познания, возможность множества точек зрения, с помощью которых может рассматриваться реальность. С этим связан метод джайнизма - сьядвада.
Система религиозно- этических норм
Требованиями джайнизма были «три сокровища»: истинная вера, истинное знание и правильное поведение. Джайны верят, что каждый живущий имеет душу, которая стремится к окончательному соединению с Абсолютом. Душа, в зависимости от кармы получает новое тело – человека, животного, растения… И только аскеты могут разорвать эту цепочку перерождений и достичь освобождения души – нирваны. Аскеты всегда вели жизнь странников – без дома, без имущества, без права пребывания в одном месте более 3-4 недель, кроме сезона дождей. Аскет мало спит, с четырёх часов утра он на ногах – пристально следит за тем, чтобы не раздавить невзначай какое-либо мелкое животное. Ест он понемногу 2 раза в сутки. Долгие часы и дни он проводит в сосредоточении и созерцании, стремясь тем самым приблизиться к истине и в награду избавиться от кармы. Ступеней познания и приближения к спасению у монахов-аскетов насчитывается от 16 до 53, включая смерть. Аскет живёт милостыней, но собирать её впрок он не имеет права.
Все джайны соблюдают принцип ненасилия, причём избегают даже случайное убийство насекомого, не едят мяса, а также еду, приготовленную накануне, т.к. в неё могли проникнуть живые существа. Боясь причинить излишний вред растениям, они не употребляют в пищу клубни и корни. Джайны не пьют вино. Они не охотятся на животных, подкармливают голодных зверей и птиц, лечат раненых. Среди джайнов нет крестьян: повреждение какого-либо существа плугом или бороной считается грехом. Со временем основными занятиями джайнов стали ремесло и торговля. Собственно религиозных обязанностей у джайнов не много: это почитание божеств и принесение им даров. Вот как они почитают изображения святых: молящиеся окропляют статую, посыпают её шафраном, окуривают ароматическими палочками, читают молитвы, подносят рис, цветы, фрукты и сладости. В своих молитвах они просят у Джины ясности мысли и духа, а не материальных благ или отпущения грехов. Общее количество верующих составляет, по разным источникам, от 2 до 3 млн человек. В Индии джайнистская община составляет менее 1 процента населения.
Чтобы случайно не вдохнуть насекомое, Джайны надевают на рот и нос повязки, по этой же причине запрещено заниматься земледелием. Самая консервативная джайнистская секта - дигамбар, буквально «одетые в воздух» или «одетые в небо». Последователи полностью отказываются от одежды. Менее радикальная секта шветамбары, буквально «одетые в белое».
Дигамбары
Шветамбары
Джайнисты верят, что Махавира был последним в роду двадцати четырех "учителей человечества" - "тиртханкаров". Исторически подтверждается, однако, лишь существование Махавиры и его непосредственного предшественника Парсванатхи. Остальные двадцать два тиртханкара являются мифическими персонажами, о чем говорят их сказочный рост и по меньшей мере редкое долголетие, приводимое в легендах.
Основная масса адептов, в особенности монахи, выполняют определенные ритуалы, среди которых есть домашние обряды и храмовые. К первым относятся обязательное утреннее (ок. 4- х часов утра) чтение мантр, сопровождаемое процедурой ритуального омовения, медитацией и чтением соответствующих текстов и вечерняя медитация с произнесением мантр. Монахи и монахини помимо этих обрядов обязаны в 10 утра отправляться на сбор милостыни, поскольку они должны питаться только подаянием. Ежедневные «обязанности» (авашьяка) каждого джайна, в первую очередь монаха, включают в себя 6 ритуалов: «спокойствие» (самата), прославление (става), восхваление (вандана), раскаяние (пратикрамана), отречение (пратьякхьяна) и отвержение от тела (утсарга), внешне выражающиеся в пении гимнов 24 тиртханкарам, произнесении мантр и признании перед главой или наставником общины своих ошибок и прегрешений. Монахам и монахиням предписано находится в одном городе не более 3-х дней, а в селении – не более 1 дня, но в сезон дождей они должны жить в одном месте, поскольку это период размножения всего живого. Странствующий монах может ненароком причинить вред бесчисленным насекомым. Храмовая служба у джайнов довольно проста: примерно в 6.30, утра и вечером храмовый служитель (пуджари), после совершения омовения, открывает храм и, входя, произносит «ниссахи» (букв.: «я отказался от мира»).
После окончания службы пуджари звонит в колокол и произносит: «ависсахи» («я возвращаюсь в мир»), покидая храм. Как правило, пуджари джайнских храмов сами не являются приверженцами учения Махавиры, в качестве храмовых служителей джайны приглашают брахманов-индусов (обычно вишнуитского толка), поскольку служба связана с зажиганием огня, т.е. с насилием, что категорически запрещено самим джайнам. Для дигамбаров крайне важна церемония махамастабхишека, проводимая раз в 12 лет (последняя была в феврале 2006 г.) и состоящая в поливании статуи Бахубали (Гомматешвара) на горе Гомматагири в Шраванабелголе (Карнатака) смесью из молока, простокваши и меда. После окончания службы пуджари звонит в колокол и произносит: «ависсахи» («я возвращаюсь в мир»), покидая храм. Как правило, пуджари джайнских храмов сами не являются приверженцами учения Махавиры, в качестве храмовых служителей джайны приглашают брахманов-индусов (обычно вишнуитского толка), поскольку служба связана с зажиганием огня, т.е. с насилием, что категорически запрещено самим джайнам. Для дигамбаров крайне важна церемония махамастабхишека, проводимая раз в 12 лет (последняя была в феврале 2006 г.) и состоящая в поливании статуи Бахубали (Гомматешвара) на горе Гомматагири в Шраванабелголе (Карнатака) смесью из молока, простокваши и меда.
Пуджари
Статуя Бахубали
Карнатака
Символика джайнизма и сакральные места
Джайнские центры паломничества располагаются на всей территории Индии, но наиболее значимыми являются место рождения Махавиры ок. Патны (северный Бихар); храмовые комплексы из мрамора на горе Абу (Раджастхан), Гирнар и в Шатрунджае (Гуджарат); статуя Бахубали, храмы и на горах Гомматагири и Чандрагири в Шраванабелголе. Среди объектов почитания в джайнизме встречаются падуки – каменные «отпечатки/следы» стоп почитаемых наставников и учителей. В иконографии джайнизма используется восемь благих символов (аштамангала): свастика, шриватса, нандьяварта, вардхаманака, бхадрасана, калаша, минаюгала и дарпана. Свастика - самый характерный и наиболее значимый для джайнизма символ, четыре сегмента которого обозначают четыре благих удела души: бог, человек, животное и обитатель ада.
горы Гирнар
Храмы на горе Шатрунджая
северный Бихар
Свастика выкладывается цветным или белым рисом в храмах, рисуется на стенах и полах, печатается на книгах по джайнизму и присутствует практически на всех культовых предметах. Шриватса – это цветок лотоса, рисуемый на груди тиртханкара. Нандьяварта – сложный орнамент девятиричного процветания, в основе которого лежит свастика. Вардхаманака – сосуд процветания, бхадрасана – трон, калаша – святой кувшин, минаюгала – пара рыб, дарпана – зеркало. Кроме того, в иконографии каждому из 24-х тиртханкаров соответствует определенный символ, изображаемый рядом или вместо него: Ришабха – бык, Аджита – слон, Самбхава – лошадь, Абхинандана – обезьяна, Сумати – куропатка, Падмапрабха – красный лотос, Супаршва – свастика (или нандьяварта), Чандрапрабха – луна, Сувидхи – крокодил, Шитала – шриватса, (или свастика), Шреямса – носорог, Васупуджья – буйвол, Вимала – кабан, Аната – сокол (или дикобраз), Дхарма – ваджра, Шанти – антилопа, Кунтху – козел, Ара – нандьяварта (свастика), Мали – сосуд, Мунисуврата – черепаха, Нами – голубой лотос, Неми – раковина, Паршва – змея, Махавира – лев.
шриватса Тиртханкар Шриватса Нандьяварта
Бхадрасана – поза, приносящая благо