Методология и методика бизнес- проектирования Для участников семинара-тренинга по организации собственного дела к.э.н. Г.В.Иванченко Июнь 2011
Предпроектный этап 1. Оценка собственных возможностей и ресурсов. Мотивация (зачем вам это надо); Образование и практический опыт. Здоровье и психологический склад. Ближнее и дальнее окружение (+ и, или -). Информационные ресурсы и возможности. Финансовые возможности. Деловые и личные связи. 2
Предпроектный этап 2. Принятие принципиального решения ИДТИ В БИЗНЕС. от безвыходности положения; благоприятная ситуация; наличие гарантий; есть страховка (спасательные средства); имеется уверенность в успехе. 3
Предпроектный этап 3. Выбор сферы деятельности Производство материальной продукции; Производство интеллектуальной продукции; Услуги материального (физического) характера; Услуги интеллектуального содержания; Торговля розничная (покупатели физ. лица); Торговля оптовая (покупатели ИП и юрлица). 4
Предпроектный этап 4. Выбор бизнес-идеи. Исходные внутренние предпосылки (желание, знания и умения, минимальные ресурсы) Внешняя среда (сырье и материалы, востребованность товара/услуги, конкуренция/криминал, отношение со стороны официозных структур). Прогнозы и перспективы (возможности развития и роста, опасность «завязнуть», ситуация в связи с ВТО, политическими, социальными и природными процессами) 5
Нормативные требования к бизнес-плану Требования и рекомендации общего характера представлены в стандарте UNIDO малого бизнеса\Стандарты UNIDO.doc малого бизнеса\Стандарты UNIDO.doc Ведомственные нормативные требования содержатся в приложении к приказу Департамента труда и занятости населения Новосибирской области от года
I этап. Маркетинговый анализ. 7
II этап. Экономическое обоснование 1. Смета инвестиционных (разовых) расходов. В основе – субсидия ЦЗН в размере 73,5 т.р. Не включаем регистрационные расходы (госпошлина, услуги нотариуса, печати и штампы, открытие банковского счета и т.п.) Смета носит сугубо индивидуальный характер, лежит в основе отчетной документации по расходованию субсидированных средств. Срок действия до 3-х месяцев. 8
II этап. Экономическое обоснование Смета инвестиционных (разовых) расходов в т.р. 9 Виды расходов, наименования приобретений Сумма Сроки платежей Оборудование, технические средства 25 Компьютерная техника, периферийные устройства 25 Инструменты, приспособления, инвентарь 12 Страховой запас материалов, товара (на 2-3 мес.) 5,5 Аренда рабочего помещения (до 3-х мес.) 6 Итого за счет субсидии 73,5До 3-х месяцев
II этап. Экономическое обоснование Смета текущих расходов на 1 месяц в т.р. Наименование статьи расходов Сумма Фонд оплаты труда 16 Страховые платежи (34, n%) 5,6 Орграсходы, делопроизводство 3 Аренда и содержание помещения 12 Реклама, закрепление клиентов 3 Расходные материалы 30 Транспортные расходы 1,5
II этап. Экономическое обоснование 3. Прогнозирование доходной части проекта Сумма дохода (выручки) рассчитывается как произведение численности покупателей (заказчиков, клиентов) на среднюю величину покупки (заказа, услуги). Первый показатель можно установить по аналогии с действующим бизнесом такого же профиля. Рассчитывать можно по усредненному варианту и исходить из того, что реальные показатели будут близкими к ним. 11
II этап. Экономическое обоснование Пример: В течение рабочего дня торговую точку посещает по 20 человек, из них четверть делает покупки. В выходные дни посетителей 1,5 раза больше, покупатели среди них составляют 2/3. Среднее число посетителей в день: [(20 х 5)+(30 х 2)]:7=22,1 Среднее число покупателей в день: [(20 х 0,5)х 5+(30 х 0,67)х 2]:7=23,3 12
II этап. Экономическое обоснование Сумма покупки определяется как средневзвешен- ная величина. Пример: Крупная покупка (заказ) 500 рублей, в общей массе таких 20%. Мелкая покупка (заказ) – 100 рублей, таких 80%. Средневзвешенная стоимость одной покупки: 500 х 0,2+100 х 0,8=100+80=180 рублей 13
Среднемесячная выручка составит: 180 х 13,3 х 30=71,8 14