Программа экологического воспитания дошкольников «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» (С.Н.Николаева)
Цель программы – формирование у ребенка осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с кот. он знакомится в дошкольном детстве. Формирование начал экологической культуры.
Неживая природа-среда жизни растений, животных,человека. Мироздание (вселенная). Дети знакомятся с явлениями Вселенной. Вода. Детей знакомят с понятием, свойством и значением воды. Воздух. Рассказать что воздух необходим всем живым существам. Почва и камни. Дети знакомятся с почвами – землей, песком, глиной и их свойствами, а также с природными камнями. Сезоны. Дети получают представления о комплексе характерных явлений в неживой природе и их изменении в разные сезоны.
Многообразие растений и их связь со средой обитания. Комнатные растения. Детей знакомят с многообразием комнатных растений, их строением и потребностями. Растения на участке детского сада. Дети получают знания о растениях растущих на участке. Условия жизни в разные сезоны года.
Многообразие животных и их связь со средой обитания Обитатели уголка природы. Формируются представления о животных, живущих в детском саду, об условиях жизни требующиеся для удовлетворения их потребностей. Домашние животные. Представление о домашних животных и связи их жизни с жизнью человека. Перелетные и зимующие птицы. Дети знакомятся с различными видами птиц, узнают о их приспособлении к жизни в зимнее время.
Рост и развитие растений и животных и их связь со средой обитания. Растения. Дети узнают о способах выращивания растений. Животные. Птицы. Дети узнают о росте птиц и способах их размножения. Млекопитающие. Получают знания о способах размножения и жизни млекопитающих.
Жизнь растений и животных в сообществе Лес как экосистема. Дети знакомятся с лесом как с сообществом растений и животных. Тайга как экосистема.Тайга – это лес, в котором преобладают хвойные деревья. Тропический лес как экосистема. Места произрастания тропического леса. Пруд, озеро, река как экосистема. Пруд, озеро – это сообщество водных и прибрежных растений и животных, кот. связаны друг с другом. Море как экосистема. Море – это огромное водное пространство, часть океана. Луг как экосистема. Луг – это сообщество травянистых растений. Степь как экосистема. Степи – это большие безлесные пространства, с многообразием трав.
Взаимодействие человека с природой. Человек – живое существо. Потребности человека. Как человек использует природу. Пользование природными ресурсами. Как человек охраняет природу. Понятие о сохранности природы.