Православная педагогика Принципы православной педагогики МОУ «Разуменская СОШ 3» Лутченко Е.И.
Принцип Рrincipium - начало, основа - это философская категория, выражающая: 1) основное, исходное положение, руководящую идею какой-либо теории, учения, науки; 2) внутренние убеждения человека, взгляды на вещи; основное правило поведения, деятельности.
Христианские принципы а) христоцентричности, б) экклезиоцентричности, в) педоцентричности, г) нравственно-педагогического аскетизма, д) нравственно-педагогического взаимоединства.
Христоцентричность Является основополагающим первопринципом всей православной педагогики, ибо Христос есть ее главный Центр, Основание, Идеал и Цель.
Экклезиоцентричность Истинной христоцентричности можно достичь только живя в Богочеловеческом Теле Церкви
Педоцентричность Понимание образа Божия в человеке как образа Богочеловека. Цель жизни – спасение. Главная цель воспитания - направление ребенка к достижению этой цели, образование в нем истинного чада Божия.
Нравственно-педагогический аскетизм В ажно, чтобы православный педагог имел подлинную любовь, глубокое познание Бога, и непрестанными усилиями возрастал в этом. Православный педагог должен являть достойный пример личного благочестия перед воспитанниками. Педагог должен быть ответственен за дело, собран, требователен к себе, по- христиански аскетичен.
Нравственно-педагогическое взаимоединство Педагогическое воздействие должно быть движимо чувством любви и взаимопомощи; результатом же взаимодействия должен стать душевный контакт воспитателей и воспитуемых, приводящий их к "духовно- эмоциональному созвучию", единодушию, единомыслию.
Принципы обучения современной педагогики Развивающего и воспитывающего обучения; Культуро- и природосообразности; Научности и связи теории с практикой; Систематичности и системности; Сознательности и активности учащихся в обучении; Наглядности, доступности, прочности; Положительной мотивации; Рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы. (Бабанский Ю.К., Гершунский Б.С., Лернер И.Я., Скаткина М.Н., Пидкасистый П.И.)
Отношение к Богу, Церкви, Отечеству, культуре и миру Принцип богобоязненности Принцип любви и почитания Принцип религиозно-нравственной сознательности Принцип нравственной свободы Принцип целеустремленности Принцип послушания Принцип патриотичности Принцип культуросообразности
Принцип богобоязненности … Благоволит Господь к боящимся Его. Псалом учит нас не сразу погружать детей в глубины богопознания, но прежде упорядочить их поведение: удерживай язык твой от зла и уста твои от коварных слов; уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и следуй за ним (Пс. 33, 14-15).
Принцип любви и почитания Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте. Рим. 12,10
Принцип религиозно- нравственной сознательности Я желал бы, чтобы все люди были религиозны. К.Д.Ушинский Важнейшими проявлениями нравственного сознания являются стыд, совесть, долг, обязанность, ответственность и воздаяние. Из них стыд является самой элементарной формой нравственного сознания; совесть является самой универсальной его формой; а долг, обязанность, ответственность и воздаяние являются наиболее отличительными друг от друга формами нравственного сознания.
Принцип нравственной свободы... где Дух Господень, там свобода. Кор. 3, 17. Никого нельзя насильно заставить верить и любить. Свобода в человеке создает возможность самоопределения изнутри. Православная педагогика должна исходить из ясного представления о том, что каждый человек может уверовать лишь на основе собственного свободного выбора.
Принцип послушания Послушание справедливо называют началом воспитания и "царицей детских добродетелей", ибо без него невозможно никакое водительство.
Принцип патриотичности Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Ин. 15,13 Национальное воспитание в своем наиболее высоком выражении - это воспитание патриотизма. Патриот тот, кто по-настоящему любит свою Родину.
Принцип культуросообразности «Красота спасет мир». Ф.М.Достоевский Писатель-пророк имел ввиду Красоту высшего, религиозного порядка, неразрывно связанную с Истиною и Добром. Красота - это явленное добро, явленная истина. Она не нуждается в нравоучениях и доказательствах. Она воздействует на душу непосредственно и способна возвышать, очищать, облагораживать и исцелять ее.
ВЫВОДЫ Главным руководящим принципом устроения педагогического дела должен быть принцип, провозглашающий: а) в главном (основаниях и принципах) - единство, б) во второстепенном (средствах и методах) - свободу, в) и во всем остальном (дидактических формах работы) - любовь.
Подводя итоги Мы должны учиться и учить веровать; Мы должны учиться и учить истинной свободе, чтобы она была свободой в добре; Мы должны учиться и учить совестливому самосознанию и величайшей радости самоотверженной любви; Мы должны учиться и учить духовному просвещению и постепенному воцерковлению личности.
Необычайно важно: Чтобы свет Христова просвещения пронизывал весь учебно-воспитательный процесс. Чтобы Закон Божий стал настоящим светильником в жизни детей. Чтобы благоговейно изучалось богатейшее историческое предание, и исследовался сокровенный опыт Православной Церкви. Чтобы педагогическая среда все более насыщалась церковным духом и являла собою истинную соборность.
В качестве обобщения «Живи жизнью целого, раздвинь во все стороны границы своего маленького «я», «принимай к сердцу» дело других и дело всех и ты узнаешь на деле смысл жизни. Смысл жизни заключается в доброте» Вл. Соловьев.
Спасибо за внимание!