Магические числа Выполнила: ученица 5 класса МОУ «Сош с. Аряш Новобурасского района Саратовской области» Каткова Саша Учитель: Баженова Раиса Михайловна
Всякое рациональное творчество должно быть основано на числе и мере. Академик А.Н.Крылов. Академик А.Н.Крылов.
Цель проекта: Выяснить, почему некоторые числа породили у человека много числовых суеверий и мистических представлений. Выяснить, почему некоторые числа породили у человека много числовых суеверий и мистических представлений.
Аннотация Числовые представления неразрывно связаны с существованием самого человека, так как на всех ступенях своей истории он был связан с процессом счёта окружающих предметов и проведением каких-то измерений. Наибольшие числа натурального ряда были для него таинственными, наделялись сверхъестественными свойствами и считались священными. У многих народов больше всего суеверий возникло с числами три, семь и тринадцать. Числа являются и источником происхождения многих пословиц, поговорок, крылатых и метких выражений, без которых наша речь была бы во многом невыразительной и обедненной. Числовые представления неразрывно связаны с существованием самого человека, так как на всех ступенях своей истории он был связан с процессом счёта окружающих предметов и проведением каких-то измерений. Наибольшие числа натурального ряда были для него таинственными, наделялись сверхъестественными свойствами и считались священными. У многих народов больше всего суеверий возникло с числами три, семь и тринадцать. Числа являются и источником происхождения многих пословиц, поговорок, крылатых и метких выражений, без которых наша речь была бы во многом невыразительной и обедненной.
Древнегреческий математик Никомах (конец I в. н.э.) - автор знаменитой книги «Введение в арифметику» полагал, что «…единица есть разум, добро, гармония, счастье и в то же время материя, тьма, хаос; она соединяет в себе четное с нечетным и женское с мужским. Два есть начало неравенства, противоречия; оно есть мнение, ибо во мнении встречаются истина с ложью. Три есть первое настоящее число, так как оно имеет начало, середину и конец и потому есть число совершенное.» автор знаменитой книги «Введение в арифметику» полагал, что «…единица есть разум, добро, гармония, счастье и в то же время материя, тьма, хаос; она соединяет в себе четное с нечетным и женское с мужским. Два есть начало неравенства, противоречия; оно есть мнение, ибо во мнении встречаются истина с ложью. Три есть первое настоящее число, так как оно имеет начало, середину и конец и потому есть число совершенное.»
Числа в народных сказках, пословицах и поговорках. Существует масса поверий, а также пословиц и поговорок, содержанием которых является число 3, приносящее несчастье (третий не прикуривает; не везет до трех раз; обещанного три года ждут и т.д.). В то же время имеется ряд других пословиц и поговорок, которые говорят о том, что это число приносит счастье (с песней хоть за три моря и др.). Во многих русских народных сказках участвуют 3 брата («Сивка-бурка», «По щучьему велению» и др.) Существует масса поверий, а также пословиц и поговорок, содержанием которых является число 3, приносящее несчастье (третий не прикуривает; не везет до трех раз; обещанного три года ждут и т.д.). В то же время имеется ряд других пословиц и поговорок, которые говорят о том, что это число приносит счастье (с песней хоть за три моря и др.). Во многих русских народных сказках участвуют 3 брата («Сивка-бурка», «По щучьему велению» и др.)
Число 7 в древнем Вавилоне имело магическое значение. Для арабов, ассирийцев, евреев это число было клятвенным. В библии говорится о «семи духах божьих», «семи светильниках» и т.д. У греков: «семь чудес света», «семь мудрецов» и т.д.; «крепко, как семь» - клятва у французов. У русских: «у семи нянек дитя без глазу», «семь раз отмерь, один раз отрежь» и т.д. В сказке «Семь Симеонов» у старика со старухой было семь сыновей-близнецов. Число 7 в древнем Вавилоне имело магическое значение. Для арабов, ассирийцев, евреев это число было клятвенным. В библии говорится о «семи духах божьих», «семи светильниках» и т.д. У греков: «семь чудес света», «семь мудрецов» и т.д.; «крепко, как семь» - клятва у французов. У русских: «у семи нянек дитя без глазу», «семь раз отмерь, один раз отрежь» и т.д. В сказке «Семь Симеонов» у старика со старухой было семь сыновей-близнецов.
В христианской религии 13 – несчастливое число – исходит от мифического Иуды – предателя. В связи с этим во многих гостиницах некоторых стран (Англия, США и др.) отсутствуют номера с числом 13, лифт не останавливается на тринадцатом этаже; нет маршрутов городского транспорта с номером 13 и т.д. В христианской религии 13 – несчастливое число – исходит от мифического Иуды – предателя. В связи с этим во многих гостиницах некоторых стран (Англия, США и др.) отсутствуют номера с числом 13, лифт не останавливается на тринадцатом этаже; нет маршрутов городского транспорта с номером 13 и т.д. Но эти суеверия у славян не имели места. В качестве примера можно привести такой факт. В древней Руси были возведены храмы с тринадцатью куполами – Первый Софийский в Новгороде, Полоцкий и Киевская София, однако несчастливыми они не считались. Но эти суеверия у славян не имели места. В качестве примера можно привести такой факт. В древней Руси были возведены храмы с тринадцатью куполами – Первый Софийский в Новгороде, Полоцкий и Киевская София, однако несчастливыми они не считались.
Вывод. Приписывание некоторым числам сверхъестественных свойств неразрывно связано с историей развития самого человека, связи его с окружающей природой. Приписывание некоторым числам сверхъестественных свойств неразрывно связано с историей развития самого человека, связи его с окружающей природой.
Использованная литература «Математика» 7/94 - Приложение к газете «Первое сентября». «Математика» 7/94 - Приложение к газете «Первое сентября». «За страницами учебника математики» «За страницами учебника математики» «Пословицы русского народа» - М. «Художественная литература», «Пословицы русского народа» - М. «Художественная литература», 1984.