Работать, гнуть, бороться ! И легкий сон мечты Вольется В нетленные черты. Н. Гумилев. Искусство
Гимназия в Царском Селе, где учился Гумилев
Я в лес бежал из городов, В пустыню от людей бежал... Теперь молиться я готов, Рыдать, как прежде не рыдал. Вот я один с самим собой... Пора, пора мне отдохнуть : Свет беспощадный, свет слепой Мой выпил мозг, мне выжег грудь. Я грешник страшный, я злодей : Мне Бог бороться силы дал, Любил я правду и людей, Но растоптал я идеал... Я мог бороться, но как раб, Позорно струсив, уступил И, говоря : « Увы, я слаб !» - Свои стремленья задавил... Я грешник страшный, я злодей... Прости, Господь, прости меня. Душе измученной моей Прости, раскаянье ценя !.. Есть люди с пламенной душой, Есть люди с жаждою добра, Ты им вручи свой стяг святой, Их манит и влечет борьба. Меня ж прости !...
В 1905 году на средства родителей была издана первая книга его стихов « Путь конквистадоров ». Этот сборник удостоил отдельной рецензией Брюсов, в те времена бывший одним из авторитетнейших поэтов. Хотя рецензия не была хвалебной, мэтр завершил её словами « Предположим, что она [ книга ] только путь нового конквистадора и что его победы и завоевания впереди », именно после этого между Брюсовым и Гумилёвым завязывается переписка. Долгое время Гумилёв считал Брюсова своим учителем, брюсовские мотивы прослеживаются во многих его стихах ( самый известный из них « Скрипка », впрочем, Брюсову и посвящённый ). Мэтр же долгое время покровительствовал молодому поэту и относился к нему, в отличие от большинства своих учеников, добро, почти по - отечески. Брюсов
Современники описывают белобрысого самоуверенного юношу, внешне крайне некрасивого, с косящим взглядом и шепелявой речью. В юности с подобной внешностью недолго впасть в комплекс неполноценности, озлобленности. Но Гумилев поставил перед собой цель – стать героем, бросившим вызов миру. От природы слабый, робкий, он приказал себе стать сильным и решительным. И стал. Позднее о его характере будут говорить как о твердом, надменном, очень уважающим себя. Но его все любили и признавали. Он сделал себя.
Н. С. Гумилев с Н. Сверчковым в Африке год
Поэма « Блудный сын » (1911) в сборнике « Чужое небо » (1912)
Гумилёв и Ахматова с сыном
В стихотворении "Рабочий" (из книги "Костер", вышедшей в июле 1918 года) есть такие строки: Он стоит пред раскаленным горном, Невысокий старый человек. Взгляд спокойный кажется покорным От миганья красноватых век. Все его товарищи заснули, Только он один еще не спит: Все он занят отливаньем пули, Что меня с землею разлучит. Пуля, им отлитая, просвищет Над седою, вспененной Двиной, Пуля, им отлитая, отыщет Грудь мою, она пришла за мной..
Рассказ А. А. Ахматовой : " Я про Колю знаю... их расстреляли близ Бернгардовки, по Ирининской дороге... я узнала через десять лет и туда поехала. Поляна ; кривая маленькая сосна ; рядом другая, мощная, но с вывороченными корнями. Это здесь была стенка. Земля запала, понизилась, потому что там не насыпали могил. Ямы. Две братские ямы на шестьдесят человек..." Крест - кенотаф в вероятном месте расстрела Гумилёва. Бернгардовка ( долина реки Лубьи )