Презентация урока для 7 кл. Тема: Сочинение – описание помещения
Сочинение – описание помещения Сочинение – описание помещения Цель урока : научиться создавать тексты, включающие описание помещения; научиться использовать разновидности описания и элементы рассуждения в таком сочинении; научиться подчинять отбор деталей в описании интерьера определенному замыслу.
Интерьер – внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство.
Памятка Как работать над сочинением – описанием помещения: 1. Используйте тип речи – описание. Предметы, находящиеся в помещении нужно назвать, указать на их местоположения, а также описать. 2. Создавая высказывание, избегайте неоправданного повторения одного и того же слова в рядом стоящих предложениях (стоит, висит). Эти глаголы можно опустить и воспользоваться безглагольной конструкцией (предложения без глагола - сказуемого) или заменить близкими по смыслу словами (находится, располагается, украшает, возвышается, выглядит, блестит, темнеет, виднеется, тикает, нельзя не заметить, манит к себе, бросается в глаза и др.)
3. Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами для передачи местоположения предметов : около, рядом, за (ним), напротив, посредине, в центре, слева, справа от, у, в углу, кое – где и др.; 4. Порядок слов определяется основной мыслью высказывания. Человек хочет рассказать о предметах, которые находятся в комнате: место (где?)---предмет (что?). Нужно обращать внимание на состояние помещения (порядок или беспорядок): предмет (что?)--- место (где?) Человек хочет рассказать о предметах, которые находятся в комнате: место (где?)---предмет (что?). Нужно обращать внимание на состояние помещения (порядок или беспорядок): предмет (что?)--- место (где?)
Определите, в какой ситуации возможно такое высказывание. Подумайте, к какому стилю будет принадлежать высказывание и в какие типы речи можно включить. 1.Для того, чтобы человек чувствовал себя хорошо в своей квартире, в ней все должно быть прежде всего удобно. Дадим несколько советов… 2.Ты знаешь, комната у меня получилась, по- моему, прекрасная! Попробую тебе описать… 3.А хотите, я расскажу, как мы в свое время украшали класс? 4.А эта дверь ведет в кабинет А. С. Пушкина. Войдем в него… 5.Согласно предполагаемому проекту, первый корпус школы будущего – учебный. Остановимся на его характеристике… 1.Научный стиль, описание с рассуждением. Разработка проекта создания новой школы, благодаря которому можно получить детальное представление о школе. 2.Разговорный стиль, повествование с элементами описания. Воспоминания старого человека, который хочет передать свой опыт детям, помочь им украсить класс. 3.Художественный стиль, описание. Можно наглядно представить обстановку в кабинете А. С. Пушкина. Нас приглашают на экскурсию. 4.Публицистический стиль, описание с элементами рассуждения. Напоминает советы в журнале по оформлению интерьера. 5.Разговорный стиль, описание. Разговор с другом, выражение чувств.
Определите, от чьего лица описано помещение. Из гостиной двери вели в столовую. Там на окнах висели тонкие занавески в широкие полосы. Одна – синяя, другая – желтая. За ними хорошо было спрятаться. А еще смотришь сквозь синюю полосу – в комнате словно солнце сияет. В центре- круглый стол, покрытый плюшевой скатертью. Интересно под ним сидеть, спрятавшись, и угадывать по ногам, кто проходит. (По Н. Кончаловской) (По Н. Кончаловской)
Определите хозяина комнаты и докажите, почему вы так решили. 1.Вся квартира битком набита вещами; у него есть стол, верстак, куча стружек, рубанок, стамески, пилы. В квартире всегда великолепно пахнет клеем, лаком и стружками. (П о А. П. Чехову) (П о А. П. Чехову) 2.В большой комнате стены были сплошь заставлены шкафами, где на полках громоздились пестрые камни, глухо поблескивавшие бесформенные образцы руд. Над столом, очень просторном и заваленным книгами, между которыми тоже виднелись камни, висели портреты академиков Вернадского и Ферсмана. (По Л. Кассилю) (По Л. Кассилю) 3.Вошли. Я так и замер от восторга. Это ж и вправду терем – теремок. Весь домик внутри – только одна комната, но зато какая: все стены клетками завешаны, и под потолком тоже клетки. А в них разные птицы. Крик, писк, чириканье, будто не в комнату, а утречком в лес вошел. (По Г. Скребицкому) (По Г. Скребицкому)
Ответы: 1. мастерская столяра, который работает там же, где и живет; 1. мастерская столяра, который работает там же, где и живет; 2. рабочий кабинет ученого- геолога; 2. рабочий кабинет ученого- геолога; 3. добрая, сказочная комната любителя природы. 3. добрая, сказочная комната любителя природы.
Прочитайте отрывок из произведения Н. Носова, автора «Приключения Незнайки» и Вити Малеева. Определите, что описывается в этом отрывке. Что необычного и интересного вы заметили в описании? Вот сутулый, с выдвинутыми вперед плечами, огромный, чуть ли не до потолка ростом, шкаф. Он стоит, подпирая своей широкой, плоской спиной стену, погрузившись в какую- то свою глубокую, бесконечную думу. От него не много добьешься слов. Если он и произнесет что-нибудь на своем скрипучем непонятном для меня языке, то лишь когда откроют дверцы, чтобы достать что-нибудь из одежды, хранящейся в его недрах.
Прочитайте сочинения, написанные вашими ровесниками, определите основную мысль. Что можно сказать о порядке слов в сочинении? 1.Комната моей бабушки маленькая, но зато в ней есть все необходимое для жизни. В центе комнаты стоит большой, на кривых ножках, стол, покрытый узорной скатертью. На нем – блестящий медный самовар. Предмет бабушкиной гордости! Слева, у окна, разместился новенький цветной телевизор. Напротив него – уютное кресло-качалка. В правом углу комнаты нахохлился, как воробей, древний-предревний комод. К нему крепко прижалась старинная железная кровать с большими железными шарами. На ней возвышается целая гора подушек. У двери стоит швейная машинка марки «Зингер», накрытая чистеньким ситцевым чехлом. Бабушка раньше была портнихой, да и теперь частенько что- нибудь шьет. Вот какая бабушкина комната! Хотя она и маленькая, но в ней есть все необходимые для человека вещи. 2.Комната моей бабушки маленькая, но зато как удачно все в ней расположено! Большой, на кривых ножках, стол, покрытый узорной скатертью, стоит в центре комнаты. Когда входишь в комнату, сразу бросается в глаза блестящий медный самовар на столе. Предмет бабушкиной гордости! Новенький цветной телевизор разместился слева, у окна. Уютное кресло-качалка – напротив него. А вот и древний-предревний комод! Он, как воробей, нахохлился в правом углу комнаты. Старинная железная кровать с большими железными шарами прижалась к комоду. Целая гора подушек возвышается на ней. В заключение нельзя не сказать о бабушкиной швейной машинке марки «Зингер». Стоит машина у двери, покрытая чистеньким ситцевым чехлом. Бабушка раньше была портнихой, да и теперь частенько что-нибудь шьет. В заключение нельзя не сказать о бабушкиной швейной машинке марки «Зингер». Стоит машина у двери, покрытая чистеньким ситцевым чехлом. Бабушка раньше была портнихой, да и теперь частенько что-нибудь шьет. Хотя все в ней старенькое, необычное, зато находится на своем месте. Поэтому в комнате всегда уютно.
Прочитайте текст и подумайте, выполнены ли в нем требования, необходимые при описании помещения. Если затрудняетесь, загляните в памятку. На всех стенах класса висят гирлянды из цветной бумаги, снежинки и другие украшения. Над доской висит яркий плакат «С Новым годом!». Между окон висят веселые рисунки, нарисованные яркой краской. В левом углу стоит украшенная елка. Справа от нее стоит стол с подарками и сюрпризами. Вдоль стен класса на столах стоят вазы с еловыми ветками, печенье, конфеты, яблоки.
Отредактированный текст: Удачно оформленный класс помогает ощутить праздник, поднять настроение. Хотелось бы, чтобы стены класса украшали гирлянды из цветной бумаги, снежинки и шары. Над доской натянем яркий плакат «С Новым годом!». Проемы между окон оживим рисунками, принесенными ребятами. Окна разрисуем яркой краской. В левом углу установим красавицу – елку, которая будет загадочно сверкать игрушками. Рядом – стол с подарками и сюрпризами. Вдоль стен расставим столы, которые украсят вазы с еловыми ветками.
Домашнее задание (на выбор): 1. Сочинить сказку, в которой главные герои будут предметами интерьера; 2. Придумать проект школы будущего; 3. В письме другу описать свою комнату.