Данная презентация Microsoft Office PowerPoint может быть использована на уроках литературы в 9 классе при изучении романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе Проблема личности- центральная в романе: «История души человеческой…едва ли.
Advertisements

На этом уроке вы познакомитесь с творческой историей романа, его жанровыми и композиционными особенностями, увидите как связано это произведение с эпохой,
Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю.
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» как социально - психологический роман» (Автор: Кулиш Евгения)
«Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины» М. Ю. Лермонтов.
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ Жанр романа: социально-психологический. Москва 2010г.
Государственное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 924 С гимназическими классами ЮАО г. Москвы Презентация по литературе на тему:
Роман М.В. Лермонтова «Герой нашего времени» - это «история души человеческой», одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия.
Роман М.В. Лермонтова «Герой нашего времени» - это «история души человеческой», одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия.
Роман «Герой нашего времени» История создания. Особенности композиции. Анализ предисловия и первой главы «Бэла».
История создания и композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно… «Дума»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа,
« Герой Нашего Времени … это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения ». М. Ю. Лермонтов.
1. История создания романа 2.Сюжет, композиция, жанр 3. Система рассказчиков в романе Автор: Фомичева С.В. ГБОУ школа 464 г.Павловска.
«Герой нашего времени». Обзор содержания. Печорин как «портрет поколения» Урок литературы в 9 классе подготовлен учителем МОУ СОШ ;: г.Белгорода Захаровой.
История создания романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Автор и его герой. Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно…
Проект по теме: «Особенности композиции романа «Герой нашего времени»». Подготовила ученица 9 класса Белоус Марина.
Михаил Юрьевич Лермонтов Роман «Герой нашего времени»
Тест по творчеству М.Ю.Лермонтова Литература 9 класс.
Автор и его герой. История создания романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно…
Транксрипт:

Данная презентация Microsoft Office PowerPoint может быть использована на уроках литературы в 9 классе при изучении романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» по учебнику В.Я. Коровиной. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» первый психологический роман Презентацию выполнила Кутаневич Наталья Михайловна учитель русского языка, литературы и основ Православной культуры МОУ УСОШ 2 им.Сергея Ступакова г.Удомля Тверской области

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» первый психологический роман Герой Нашего Времени…это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения. М.Ю.Лермонтов

Жанр романа: социально-психологический реализм. Проблематика романа «Герой нашего времени» определена автором в «Предисловии» к «Журналу Печорина: «История души человеческой… едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Проблематика личности, ее становления, развития, поиска смысла жизни и определения своего предназначения – главная в романе. Лермонтова интересуют взаимоотношения человека с судьбой, его представления о вере и предопределении, свободе воли и необходимости. Сюжет

Структура романа Роман состоит из нескольких частей, расположенных не в хронологическом порядке. Такое расположение служит особым художественным задачам: в частности, сначала Печорин показывается глазами Максима Максимыча, а только затем мы видим его изнутри, по записям из дневника. Предисловие ЧАСТЬ ПЕРВАЯ I. Бэла II. Максим Максимыч Журнал Печорина Предисловие I. Тамань ЧАСТЬ ВТОРАЯ (Окончание журнала Печорина) II. Княжна Мери III. Фаталист

«Бэла» Представляет собой вложенный рассказ: повествование ведёт Максим Максимыч, который рассказывает свою историю неназванному офицеру, встретившемуся ему на Кавказе. Скучающий в горной глуши Печорин начинает свою службу с кражи чужого коня и похищения любимой дочери местного князя, что вызывает соответствующую реакцию горцев. Но Печорину нет до этого дела. За неосторожным поступком молодого офицера следует обвал драматических событий: навсегда покидает семью Азамат, от руки Казбича погибают Бэла и её отец.

«Максим Максимыч» Эта часть примыкает к «Бэле», самостоятельного новеллистического значения не имеет, но для композиции романа целиком важна. С Печориным здесь читатель единственный раз встречается лицом к лицу. Встреча старых приятелей не состоялась: это скорее мимолетный разговор с желанием одного из собеседников поскорее его закончить. Повествование построено на контрасте двух противоположных персонажей Печорина и Максима Максимыча. Портрет даётся глазами офицера-рассказчика. В этой главе высказывается попытка разгадать «внутреннего» Печорина через внешние «говорящие» черты.

«Тамань» Повесть рассказывает не о рефлексии Печорина, а показывает его с активной, деятельной стороны. Здесь Печорин неожиданно для себя становится свидетелем, а позже и в некоторой степени участником бандитской деятельности. Печорин поначалу думает, что человек, приплывший с другого берега, рискует жизнью ради чего-то действительно ценного, но на самом деле это всего лишь контрабандист. Печорин очень разочарован этим. Но всё равно, уезжая, он не жалеет, что побывал в этом месте. Главный смысл в заключительных словах Печорина: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!»

«Княжна Мери» Повесть написана в форме дневника. По жизненному материалу «Княжна Мери» ближе всего к так называемой «светской повести» 1830-х годов, но Лермонтов наполнил её иным смыслом. Повесть начинается с прибытия Печорина в Пятигорск на лечебные воды, где он знакомится с княгиней Лиговской и её дочерью, называемой на английский манер Мери. Кроме того, здесь он встречает свою бывшую любовь Веру и приятеля Грушницкого. Юнкер Грушницкий, позёр и тайный карьерист, выступает контрастным персонажем к Печорину.

«Фаталист» Является завершающей частью романа, его «замковым камнем». Повествует о трагической гибели сербского офицера Вулича. Содержит безответные вопросы о роли судьбы, предопределения в жизни человека.

Образ Печорина Образ Печорина одно из художественных открытий Лермонтова. Печоринский тип поистине эпохален, и прежде всего потому, что в нем получили концентрированное выражение особенности последекабристской эпохи, когда на поверхности «видны были только потери, жестокая реакция», внутри же «совершалась великая работа… глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная …» (Герцен, VII, 20911). Печорин личность неординарная и спорная. Он может жаловаться на сквозняк, а через некоторое время скакать с шашкой наголо на врага.

А.И.Герцен: «Печальный тип лишнего человека… является тогда не только в поэмах и романах, но на улицах и в гостиных, в деревнях и городах». «Лишними» эти герои стали потому, что определили свое поколение в интеллектуальном развитии, став личностью « в условиях обезличенной действительности наколаевской России», что было одним «из самых трагических положений в мире». В Печорине – есть трагедия сложившейся личности.

Сюжет – совокупность событий художественного произведения. Последовательность глав в романе Хронологическая последовательность 1.«Бэла» 2.«Максим Максимыч». 3. Предисловие к «Журналу Печорина». 4.«Тамань». 5.«Княжна Мэри». 6.«Фаталист». 1.«Тамань». 2.«Княжна Мэри». 3.«Бэла». 4.«Фаталист». 5.«Максим Максимыч». 6. Предисловие к «Журналу Печорина».

Сюжетный порядок Фабульный порядок Предисловие ко всему роману 12 Часть 1 I «Бэла»Путешествие по Военно-Грузинской дороге офицера- повествователя с Максимом Максимычем 7 1-ая часть рассказа о Бэле 5 Переезд через крестовый перевал 8 2-ая часть рассказа о Бэле 6 Концовка «Бэлы». Заключение от имени офицера- повествователя 9 II«Максим Максимыч» Встреча с Максимом Максимычем и Печориным 10 С включением сообщения о том, что Печорин умер 11 Предисловие к «Журналу Печорина» История до того, как Печорин попал на Кавказские минеральные воды 1 I«Тамань»Дневник Печорина, сделанный в ночь перед дуэлью 2 Часть 2 II «Княжна Мери» Окончание повести - запись, сделанная Печориным по памяти в крепости 3 III«Фаталист»История с Вуличем в казачьей станице зимой, до похищения Бэлы 4 Фабула – события в литературном произведении в их последовательной связи.

Тамань: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани; Княжна Мери: 10 мая – 17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведен в крепость под начальство Максима Максимыча; Фаталист: декабрь 1832 года – Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимыча в казачью станицу; Бэла: весна 1833 года – Печорин похищает дочь мирнова князя, а через четыре месяца она погибает от рук Казбича; Максим Максимыча: осень 1837 года – Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем. -Восстановите картину, сделанных М. Ю. Лермонтовым, хронологических смещений. Она выглядит так: начинается роман с середины событий и доводится последовательно до конца жизни героя. Затем события в романе развертываются от начала изображаемой цепи событий к ее середине. – Восстановите хронологический порядок событий.

- Почему Лермонтов нарушает хронологию событий? Лермонтов создал совершенно новый роман – новый по форме и содержанию: психологический роман. Психологизм – это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы. Сюжетом сочинения становится история души человеческой. Лермонтов дает нам сначала услышать о герое, потом посмотреть на него и, наконец, раскрывает перед нами его дневник. Смена рассказчиков нацелена на то, чтобы анализ внутреннего мира делался более глубоким и всеобъемлющим. Добрый, но ограниченный Максим Максимыч. Офицер-повествователь. Наблюдения ума зрелого над самим собою.

Концепция «лишнего человека» Время и общество Он сам Судьба Социальные причины НравственныеФилософия (Печорину присущи черты романтизма конфликт с внешним миром. Герой презирает светское общество. Он один против окружающего мира. Всё таит в себе) (Характер героя есть одна из причин. Печорин был индивидуалистом. Его внутренние разногласия со «вторым я» не давали ему свободы. Герой пытается «убежать от себя».) (Автор заканчивает произведение повестью «Фаталист» как бы говоря, что может быть Печорину изначально была предначертана такая судьба). Кто виновен в судьбе Печорина? (несостоявшейся судьбе)

В.Г. Белинский утверждал, что роман несмотря на его эпизодическую отрывочность, нельзя читать не в том порядке, в каком расположил сам автор: иначе вы прочтете две превосходных повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать. М. Ю. Лермонтов чувствовал новизну своего сочинения, объединившего такие жанры, как путевой очерк, рассказ, светская повесть, кавказская новелла и имел для этого всякие основания. Это был первый психологический роман в русской литературе.

Индивидуализм, пожалуй, является главной причиной того, что Печорин был «лишним человеком» в жизни. (Определение нравственный принцип, ставящий интересы отдельной личности выше интересов общества). Печорин всю жизнь ищет тревог, бурь. Но он живёт в относительно спокойное время, когда ему негде себя проявить, нечем занять свою душу. И он мучается от этого.

Кино – Театр Кино – Театр Кадры из художественных фильмов «Герой нашего времени», «Княжна Мери» Портрет писателя А.И. Герцена Изображение издания романа 1840 г. Материалы Википедии Интернет-ресурсы: «Герой нашего времени». Фаталист. Кадр из фильма «Максим Максимыч». Госкинпром Грузии Иллюстрации: