Оригами – это японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Единственный рабочий материал - это бумага. Единственный инструмент – руки. Это уникальное занятие складывать своими руками красивые игрушки и геометрические фигуры.
Объект исследования:Оригами как вид прикладного искусства. Цель:Рассмотреть возможности использования техники оригами для образования и развития ученика. Гипотеза:Занятия оригами способствую развитию интереса к предмету геометрия и успешному ее изучению. Задачи: Изучить литературу по заявленной теме; рассмотреть историю оригами, приемы и технологию выполнения оригами; исследовать бумагу для оригами; создать авторскую фигурку оригами; выявить заинтересованность учащихся занятием оригами; проследить взаимосвязь между занятиями оригами и изучением геометрии.
Методы исследования: Метод математической статистики и обработки данных. Анализ научно-популярной литературы. Анкетирование, опрос. Практическая значимость работы: возможность использования результатов для обучения в других школах.
В древности, в Китае бумагу использовали в религиозных обрядах. Не случайно первые оригами появляются в храмах. Один из ритуалов с их использованием состоял в изготовлении коробочек санбо, которые наполняли кусочками рыбы и овощей, для жертвоприношения богам. Далее оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. Оригами превращается в популярный способ времяпровождения. Именно тогда изобретается ряд новых фигурок, которые позже становятся классическими. Это искусство в Японии стало традицией, которая передавалась из поколения в поколение, в основном по женской линии.
Первым японским изданием по оригами считается книга Сенбадзуру ориката (1797 год). Перевод ее названия как сложить тысячу журавлей. Автором считается настоятель храма Рокан.
Журавлики Хиросимы Новое возрождение оригами тесно связано со страшной трагедией, произошедшей 6 августа 1945 года, когда «люди» решили испытать атомную бомбу на человеке, подписав смертный приговор городу Хиросима. Последствия чудовищного эксперимента были ужасны: из 420 тысяч жителей города погибло 80 тысяч. В течение 20 лет от последствий облучения умерло еще 200 тысяч человек. Среди погибших было много детей. В мае 1958 года там был открыт монумент, посвященный погибшим детям.
Разработанные и утвержденные Японской ассоциацией оригами международные условные знаки вместе с набором несложных приемов и составляют своеобразную «азбуку» оригами. Большая часть условных знаков была введена в практику еще в середине ХХ века известным японским мастером Акирой Йошизавой. Все обозначения в оригами можно разделить на стрелки, линии и знаки.
Американский педагог Ф. Фребель уже в середине XIX века заметил геометрическую особенность оригами и ввел его как учебный предмет в школе. Например, основы геометрии он предлагал изучать не с помощью циркуля, линейки и некоторых понятий, а на примере фигур складывающейся бумаги.
ПРАВИЛЬНЫЕ ФИГУРЫ В конце XX века возник новый термин « оригаметрия», обозначающий область геометрии, в которой задачи решаются только методом складывания. Такие задачи сейчас встречаются на математических олимпиадах.
Вид бумаги ПреимуществаНедостатки Бумага для оригами Легко складывается, хорошо держит складки. - Салфетки Подходит для специальных изделий. Сложно складывать, со временем фигурка сама по себе раскладывается. Оберточная бумага Плотная, но тонкая, при складывании не утомляет пальцы. Размер ее не ограничивается. Не хватает раскраски. Офисная бумага Хорошо держит складки, прочная. - Бумага для уроков труда Очень тонкая. Это позволяет складывать фигурки с большим количеством складок. Подсыхает и на складках появляются белые полоски. Делая фигурки оригами, я использовала разные виды бумаги и заметила, что у каждого вида при складывании есть свои преимущества и недостатки. Поэтому я решила исследовать бумагу и выбрать ту, которая лучше всего подходит для оригами (Таблица 1). Таблица 1. Исследование бумаги для оригами Из данного исследования мне стало понятно, что для оригами подходит любая бумага. Нужно лишь под ту фигурку, которую я хочу сложить, найти подходящую бумагу. Исследование бумаги для оригами.
В нашей школе в 4 « А» классе проводился кружок « Оригамика». Мы с руководителем решили на примере учеников этого класса выявить заинтересованность учащихся занятием оригами. Рассказали о истории оригами, что такое оригами, рассмотрели разные интересные виды оригами.
Также провели анкетирование в 4 а классе и получили следующие результаты: 1. Можно ли развивать с помощью оригами глазомер и наблюдательность? Всего участников анкетирования -25 человек. Ответили да-25 человек, нет-0 человек 2. На сколько занятия оригами вам понравилось? а) очень понравилось; б) понравилось; в) не понравилось. Ответили : а)очень понравилось- 19 человек, б) понравилось-6 человек; в) не понравилось - 0 человек Статистические данные ответов учащихся 4 класса
4. Будишь ли дальше продолжать делать оригами? а) да ; б) нет. Ответили да-25 человек, нет-0 человек 3. Воспользуешься ли ты оригами, чтобы сделать подарок другу? а) да ; б) нет. Ответили да-25 человек, нет-0 человек
Статистические данные ответов учащихся 8 класса 1. Имеет ли связь оригами и геометрия? а) да; б) нет. Из 28 учеников да –ответило 28 человек. 2. Оригами помогает ли познавать геометрию? а) да ; б) нет. Из 28 учеников да ответило-22 человека, нет-6 человек. 3. На сколько занятия оригами вам понравилось? а) очень понравилось; б) понравилось; в) не понравилось. Ответили : а)очень понравилось- 22 человек, б) понравилось-6 человек; в) не понравилось -0 человек
Создание авторской фигурки Я придумала небольшую коробочку-оригами, в которой вы всегда сможете хранить свои любимые мелочи или подарить другу на праздник с подарком. Как ее делать? 1. Вырезать из бумаги квадрат. 2. Согнуть по диагоналям и разогнуть. 3. Сложить базовую форму квадрат. 4. Повернуть фигуру в одной плоскости. 5. Согнуть верхние края к центральной линии и тоже самое сделать с обратной стороны
6. Раскрыть фигуру. 7. Согнуть края во внутрь и повторить тоже самое с обратной стороны. 8. Согнуть и разогнуть по намеченной линии. 9. Раскрыть фигуру и согнуть лепесток по намеченной линии с каждой стороны. 10. Развести в стороны выступающие части фигуры, сформировав коробочку. Коробочка готова!
Такую коробочку я подарю маме на Новый год.
Оригами из денег
Интересные оригами
Оригами из туалетной бумаги
Кусудам
Оригами на Новый год