Учитель изобразительного искусства и МХК МАОУ Ильинской СОШ Слушатель курса переподготовки педагогики и психологии дополнительного образования Лебедь Светлана Григорьевна Научный руководитель: Старший преподаватель Штанько Ирина Вениаминовна Москва 2012 г.
1. Провести теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы с целью выявления сущности игры. Определить подходы к проблеме исследования. 2. Изучить состояние практики использования игровых технологий при проведении занятий по изобразительному искусству в современной школе. 3. Выявить педагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий. 4. Предложить комплекс игр для занятий по изобразительному искусству с младшими школьниками. 5. Экспериментальным путем проверить эффективность использования игровых технологий при проведении занятий по изобразительному искусству.
«Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Именно через игру любой ребенок и познает мир» В.А.Сухомлинский
« Трудно найти специалиста в области детской психологии, который не касался бы проблемы игры, не выдвигал бы своей точки зрения на ее природу и значение, однако специальных исследований по этой проблеме очень мало, буквально единицы. И это несмотря на то, что игровая деятельность широко используется в практических целях» Д. Б. Эльконин
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата.
«Игровая технология - определенная последовательность действий педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению итогов, результатов игровой деятельности». В. С. Кукушин
физические и психологические игры и тренинги интеллектуально-творческие игры социальные игры комплексные игры
дидактическая задача, игровое действие, правило результат. Все структурные компоненты игры взаимосвязаны между собой, а отсутствие основных – игрового действия и правил – превращает игру в дидактическое упражнение.
первая группа игр нацелена на усвоение эстетических знаний, вторая на формирование художественно- графических умений и навыков, третья - на приобретение творческого опыта.
эстетические знания (умение выражать своё эстетическое отношение к объектам и явлениям природы, шедеврам отечественного и мирового искусства; различать основные виды художественной деятельности, понимать их специфику; различать основные жанры пластических искусств; переживать и понимать образную специфику произведения; различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях изобразительного искусства, уметь объяснять их разницу);
художественно - графические умения и навыки (художественно-творческий опыт работы с разнообразными техниками и материалами изобразительной, конструктивной и декоративной творческой деятельности, способствующий развитию навыков работы с живописными материалами и техниками, графическими материалами, скульптурными и конструктивными материалами);
творческий опыт (умение использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём как средства художественной выразительности в процессе работы с разными изобразительными материалами; знакомство с языком изобразительного искусства).
обучающийся слабо справляется с поставленной целью занятия; допускает неточность в изложении изученного материала и не умеет применить полученные знания на практике; не умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
обучающийся полностью справляется с поставленной целью занятия; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.