Эффективность проектной деятельности на пути достижения метапредметных результатов в обучении младших школьников (по итогам экспериментальной работы) Витальева М.С. учитель начальных классов Школа 94
« Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …» В. Гузее в
Требования к результатам освоения общего образования предметные результаты метапредметные результаты личностные результаты
Предметные результаты усвоение конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета ;
Метапредметные результаты освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях ;
Личностные результаты сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам
Проблемы низкий уровень самостоятельности; неумение следовать прочитанной инструкции, выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием; разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями; отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
«Литературное чтение», 1-4 класс Автор учебников «Литературное чтение» Элла Эдуардовна Кац, Заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, является руководителем экспериментальной площадки «Литературное образование в начальной школе» 8
Участвуя в проектной деятельности, ученики учатся расширять кругозор в интересующих их областях знаний; находить источники информации; извлекать информацию, относящуюся к теме; планировать работу над проектами; сотрудничать друг с другом при выполнении проектов;
В течение трёх лет ребятами были созданы проекты по шести темам курса литературного чтения: «Устное народное творчество»; «Любимые писатели, произведения и герои»; «Народные сказки»; «Басни»; «Авторские сказки»; «Моя Родина».
Основные результаты исследования: расширение литературного кругозора учащихся, увеличение объёма посещаемости учащимися школьной и районной библиотек; повышение внимания к домашней библиотеке; качественный скачок в развитии общекультурных навыков чтения; формирование таких личностных качеств учащихся, как инициативность, целеустремленность, креативность, умение работать в группе, развитие коммуникативных навыков; внедрение деятельностного подхода к выполнению учебной задачи
Сравнительный анализ читательской активности учащихся 4 в класса школы 94 (по количеству обращений в школьную библиотеку) Категория 1 – учебный год (2 в класс) Категория 2 – учебный год (3 в класс) Категория 3 – учебный год (4 в класс)
Динамика развития навыков чтения учащихся 2 в класса учебный год Показатель 1 – Способ чтения Категория 1 – сентябрь 2007 Категория 2 – декабрь 2007 Категория 3 – май 2008
Показатель 2 – Выразительность чтения Категория 1 – сентябрь 2007 Категория 2 – декабрь 2007 Категория 3 – май 2008
Показатель 3 – Осознанность чтения Категория 1 – сентябрь 2007 Категория 2 – декабрь 2007 Категория 3 – май 2008
Проба пера Пичужкин Ваня И снилось мне, что мы, как в сказке, Живём в родимой стороне. Там лес густой, поля и степи, Моря, озёра, горы, реки, Там мама, папа, я, друзья – Всё это – родина моя! Спирина Юля И снилось мне, что мы, как в сказке Летим на сказочном коне. Я на балу танцую в маске, Как всё легко даётся мне. Здесь Золушка, Щелкунчик, Леший Подолгу водят хоровод. А утром зазвонит будильник - Исчезнет сказочный народ.
Абаимова Настя Мама помогла мне сделать первые открытия в детстве: - первый салют – испуг и восхищение; - первое свидание с морем – восторг; - первый полёт на самолёте – «Ура!»; - первые шаги на коньках – боль падения; - первое знакомство с компьютером – радость; - первое знакомство и поездка на верблюде – удивление; - первый урок в школе, первый учитель – открытие, доброта…
При подготовке презентации использованы материалы: И. С. Сергеев Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. И. С. Сергеев Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. «Аркти», Москва, 2006 «Аркти», Москва, 2006 Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. //Начальная школа г.- 2.-с Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. //Начальная школа г.- 2.-с Конышева Н. М. О проблеме проектной деятельности школьников. //Начальная школа г с Конышева Н. М. О проблеме проектной деятельности школьников. //Начальная школа г с