Тема: «Пушкинские традиции в произведении М.Ф. Достоевского «Преступление и наказание» через призму маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» «Ведь и мы к совершенным вопросам прошли через Пушкина; ведь и для нас он был началом всего, что теперь есть у нас.» Ф.М. Достоевский
«Моцарт и Сальери»
Умозаключения Сальери: «Все говорят: нет правды на земле./Но правды нет и выше…/Когда бессмертный гений… озаряет голову безумца, /гуляки праздного? О, Моцарт, Моцарт!» «Имею ль я право власть иметь? Свобода и власть!..а главное власть. Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником! Вот цель!» Раскольников: «Имею ль я право власть иметь? Свобода и власть!..а главное власть. Над всею дрожащею тварью и над всем муравейником! Вот цель!»
Позиция Сальери :«Что пользы, если Моцарт будет жив.. Что пользы в нем?» Раскольников: «Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную»
Вывод: И Раскольников, и Сальери одинаково расценивают человека, человеческую жизнь.
Философия, идея преступления Сальери: «Нет не могу противиться я доле/Судьбе моей: я избран, чтоб его/Остановить» Раскольников :«Я просто для себя убил. Мне надо было узнать тогда.. Вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею»
Вывод: И Раскольников, и Сальери – самоуглублённые фанатики, способные жить одной идеей. И того, и другого приводят к убийству сложные философские умозаключения.
Н.В. Фридман «С полным правом можно сказать, что Сальери совершает первое в русской литературе «философское преступление», а Раскольников последнее»
Пушкинские традиции Тема философского преступления, впервые воплощённая Пушкиным в «Моцарте и Сальери», психологически тонко реализована в Творчестве Достоевского. То, что Пушкин усмотрел в зародыше, во времена Достоевского расцвело. Поэтому автор «Преступления и наказания» не без основания утверждает (устами своего героя): «Кто же у нас на Руси себя Наполеоном не считает»
Монолог – высказывание Сальери: «Все говорят нет правды на земле./ Но правды нет и выше» Раскольников :«Да, может, и бога-то совсем нет…»
Вывод: Чтобы совершить преступление, достаточно усомниться в истинности вечной «правды» Раскольников и Сальери – жертвы демонической идеи о том, что мир устроен Богом дурно, несправедливо и, стало быть, ошибку следует исправить. и Сальери – жертвы демонической идеи о том, что мир устроен Богом дурно, несправедливо и, стало быть, ошибку следует исправить.
Арифметические формулы героев Сальери :«Я сделался ремесленник/.. Музыку я разъял, как труп, Поверил я алгеброй гармонию» Раскольников: «Одна смерть и сто жизней взамен»
По мнению героя «спасение…» Сальери кажется, что он спасает искусство, на самом деле все его слова, все его мысли только о самом себе Раскольников, думая о спасении общества, ищет ответ на вопрос «Тварь ли я дрожащая или право имею»
Вывод: И Пушкин, и Достоевский утверждают, что неверие, зависть и злость ведут к преступлению.
Герои-двойники
Герои-антиподы Софья: «Это человек-то вошь» Разумихин: «…если общество устроить нормально, то разом все преступления исчезнут…»
Герои-призраки Вводя в свои произведения героев- призраков, авторы используют приём психологизма
Пушкинские традиции Сальери: «Но ужель он прав,/ И я не гений?» Свидригайлов: «…теорию-то сочинить умел, а перешагнуть-то, не задумываясь, не в состоянии, стало быть, человек не гениальный»
Муки Христа
Вывод: А.С. Пушкин: «Гений и злодейство несовместимы»
Домашнее задание Продолжить сопоставительный анализ текстов, выявить: Особенности применения способа «зеркального отражения» при создании образов героев-персонажей; Развитие мотива слёз в трагедии романа; Общие евангельские мотивы и образы.