Н. И. Крамской г.
Создавая в произведении картины жизни, автор не только рисует героя (героев), то есть изображает его внешность, речь, мысли, переживания, поступки. Писатель создает окружающий героя мир: картины природы (пейзажи), вещи, которые его окружают. Это не какие-то отдельные предметы. Они отобраны и соотнесены между собой в рамках интерьера. Интерьер (от франц. interieur – внутренний) – в художественном произведении описание внутреннего пространства и убранства помещения, характеризующее время, место происходящих событий, социальное положение, характер и вкусы литературного героя. Перечитайте описание избы лесника в рассказе «Бирюк». Опираясь на определение понятия «интерьер», покажите, о чём «говорит» интерьер в этом рассказе Тургенева. Есть два способа изобразить интерьер: либо «объективно», «бесстрастно» воссоздать обстановку, окружающую героя, либо подать её как кем-то увиденную. Этот кто-то может быть одним из персонажей произведения, чаще всего он оказывается героем-рассказчиком. В последнем случае картина внутреннего убранства помещения теряет свою «объективность». Рассказчик передает свои впечатления, делится своими чувствами от увиденной картины. Как вы считаете, интерьер в рассказе «Бирюк» подан «объективно» или «субъективно»? Обоснуйте свое мнение.
Конфликт в рассказе И. С. Тургенева «Бирюк» В основе каждого эпического и драматического произведения лежит конфликт. Конфликты, то есть столкновения, споры, разногласия, противоборство людей постоянно случаются в жизни. В них берёт своё начало цепь событий, происшествий, через которые развиваются взаимоотношения между участниками конфликта. То же и в художественном произведении. Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – это противоречия между персонажами художественного произведения (внешний конфликт) или во внутреннем мире героя (внутренний конфликт). Конфликты обусловливают поступки персонажей и, соответственно, развитие сюжета произведения. Определите, между какими персонажами рассказа «Бирюк» возник «внешний» конфликт. Где, по-вашему, кульминационная точка его развития? Кто из героев рассказа переживает внутренний конфликт? В чем он заключается? Находит ли внутренний конфликт разрешение?
Портрет в художественном произведении – это изображение внешности персонажа: лица, фигуры, одежды, мимики, жестов, манеры держаться. Он может быть детальным, развернутым. Но может быть и другим: писатель отмечает несколько внешних черт персонажа, заменяя детальный портрет передачей впечатления от него. В рассказе «Бирюк» встречаем пример того и другого портрета.
Вот как описывается внешность Бирюка: «Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной 1 рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная кудрявая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся бровей смело глядели небольшие карие глаза. Он слегка упёрся руками в бока и остановился передо мною». Тургенев подробно описывает привлекательную внешность человека. Рисуя мощную фигуру, устойчивую позу, спокойное и строгое выражение лица, прямой взгляд Бирюка, писатель подчеркивает его здоровье, силу, чувство собственного достоинства, уверенность в себе, суровость. Рубаха из домотканого полотна говорит и о социальном положении героя, и о его бытовой непритязательности. Слово «молодец» выражает восхищение рассказчика лесником, выказывает его расположение к Бирюку. У читателя это слово может вызвать представление о сказочном или былинном персонаже. На портрет героя наложили отпечаток относительно свободная, по сравнению с крепостными мужиками, жизнь и служба лесника, в портрете отразился внутренний мир героя произведения. 1 О дочери лесника, напротив, сказано немного: «тоненький голосок», «топот босых ног», в «рубашонке, подпоясанной покромкой» (полоской ткани), «понурив свое печальное личико». Эти замечания не собраны в одном месте, а рассыпаны по всему тексту рассказа. Черты лица, фигура Улиты не описаны. Говорится только о ее манере держаться: «присела на крошечную скамейку», «робко наводила на плечо спускавшуюся рубашонку», «ее голые ноги висели, не шевелясь». Но читателя хорошо представляет себе это бледное, робкое существо, придавленное бедностью, тяжелой работой, одиночеством. Девочка вызывает жалость, сочувствие.
Портрет героя не статичен. Он отражает движение души, перемену внутреннего состояния человека. Обратимся к примеру. Пойманный Бирюком мужик «сидел на лавке неподвижно». Рассказчик разглядел «его испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены». Вот мужик, наконец, решается заговорить и просит Бирюка отпустить его, но безуспешно. Волнение персонажа передано в портрете: «мужика подергивало, словно лихорадка его колотила. Он встряхивал головой и дышал неровно». Наконец, отчаявшись, «мужик внезапно выпрямился. Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска» – он готов излить на Бирюка свой гнев и ненависть. Портрет героя – только одно из средств создания его облика в произведении. Писатели располагают различными средствами выявления его внутреннего мира, обрисовки характера: это и речь героя, и описание окружающей его обстановки, и пейзаж, и прямая авторская характеристика, и внутренний монолог персонажа и другие средства изображения.
Пейзаж (от франц. paysage, от pays – страна, местность) – картина природы в художественном произведении, помогающая представить место и время событий, проникнуть в переживания литературного героя. Трудно назвать другого русского писателя, в творчестве которого пейзаж занимал бы такое большое место, как у Тургенева. Несмотря на то, что значительную часть своей жизни Тургенев провел на чужбине, природа в его произведениях, за очень немногими исключениями, типично русская, и притом среднерусская. В рецензии на книгу С. Т. Аксакова «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» Тургенев высказал свои мысли об изображении природы в художественном произведении: легче сказать, что утес «хохочет», чем найти точные слова для «настоящих, теплых и живых описаний». Как достоинство он отмечает, что Аксаков «смотрит на природу… ясно, просто и с полным участием; он… не подкладывает ей посторонних намерений и целей: он наблюдает умно, добросовестно и тонко; он только хочет узнать, увидеть». Самого Тургенева отличает желание побольше «узнать, увидеть», каждая деталь у него имеет свое название, свою индивидуальную форму, свой цвет. При этом Тургенев считал, что писатель, как и художник, должен избирательно относиться к деталям картины природы. Поэту Я. П. Полонскому, который занимался и живописью, Тургенев писал: «К живописи применяется то же, что и к литературе, ко всякому искусству: кто все детали передает – пропал; надо уметь схватывать одни характеристические детали; в этом одном и состоит талант, и даже то, что называется творчеством».
Природа Тургенева всегда полна звуков, запахов, но больше всего пронизана светом. Его видение световоздушной среды и градаций ее цвета в природе с наибольшей силой сказалось в изображении неба. С исключительной наблюдательностью запоминает Тургенев форму, цвет и степень освещенности облаков. В описаниях природы у Тургенева бесконечно разнообразное небо является настоящим «ключом» к созданию того или иного впечатления. Какими примерами из рассказа «Бирюк» или из других рассказов сборника «Записки охотника» можно проиллюстрировать высказанное утверждение? Тургенев мастерски умел связывать пейзажи с сюжетными ситуациями, «вписывать» в пейзажи человеческие фигуры, органически связывая их с природой. Покажите, как проявилось это умение в рассказе «Бирюк».