Дмитриева Анастасия Ильинична студентка 51 группы Дополнительный материал к электронному учебному пособию «Дошкольная педагогика» Барсукова Лидия Сергеевна преподаватель педагогики ГБОУ СПО Педагогический колледж 6 г. Москвы
План: Виды театрализованных игр. Задачи театрализованных игр. Этапы театрализованных игр. Игровые упражнения. Исследователи. Педагогическое руководство. Список литературы. Тестовые задания. Заключение.
К режиссерским играм в детском саду относятся : настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, ведет роль игрушечного персонажа объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
НАСТОЛЬНЫЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ Настольный театр игрушек. В этом театре используются самые разнообразные игрушки фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.
Настольный театр картинок Все картинки персонажи и декорации не забудьте сделать двухсторонними, так как неизбежны повороты, а чтобы фигурки не падали, нужны опоры, которые могут быть самыми разнообразными.
игры-драматизации Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок или взрослый в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности интонацию, мимику, пантомиму.
РАЗНОВИДНОСТИ ИГР- ДРАМАТИЗАЦИИ Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное исполнение, так как оно не опирается ни на какой образец.
Игры-драматизации с пальчиками Атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия - ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст, передвигая руку.
Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.
Персонажи до начала игры лучше всего спрятать. Их появление по ходу действия создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.
Театрализованные игры Театрализованные игры как разновидность сюжетно-ролевых игр сохраняют их типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир. Он же является опорой для творчества педагога и детей.
Тем не менее, в отличие от сюжетно- ролевых, театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого содержание сказки, стихотворения, рассказа.
Куклы марионетки Куклы марионетки изображают людей и животных в полный рост. Они управляются не снизу, а сверху, кукловод, находящийся выше куклы, держит в руках крестовину, где сходятся все нити от куклы. Подтягивая нужные нити или поворачивая нужные планки, актер заставляет куклу двигать руками и ногами. Марионетки могут ходить, садиться, двигать руками и ногами одновременно, танцевать, наклоняться.
Прежде всего необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши.
В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста. Усложнение касается текстов, которые отныне отличаются более сложным содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекстов.
Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России. Углубление опыта игры- драматизации заключается в том, что дети становятся более активными и самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору творчески.
Работа с текстом Работа над выразительностью речи Работа над движениями Подготовка к спектаклю Разыгрывание сказки по ролям
Съели кислый лимон (дети морщатся). Рассердились на драчуна (сдвигают брови). Встретили знакомую девочку (улыбаются). Испугались забияку (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот). Удивились (приподнимают брови, широко открывают глаза). Обиделись (опускают уголки губ). Умеем лукавить (моргают то правым глазом, то левым).
Покажите высокого мальчика, низкого; там, вверх, вниз, вокруг; я, ты, мы; маленького комарика; медведя.
Расцвели, как цветы. Завяли, как травка. Полетим, как птицы. Идет медведь по лесу. Крадется волк за зайцем. Плывут уточки. Идут пингвины. Жук перевернулся на спину. Скачут лошадки (рысью, галопом).
В работах отечественных психологов и педагогов театрализованная игра рассматривается как деятельность, имеющая большое значение для разностороннего развития дошкольников, что обусловлено родством данных игр с театром - синтетическим видом искусства (Л.В.Артемова, Л.С. Выготский, Н.С. Карпинская, Д.В.Менджерицкая, Б.М.Теплов, Л.Г.Стрелкова и др.)
В основу руководства театрализованными играми следует положить работу над текстом литературного произведения. Р.И. Жуковская советовала педагогу преподносить детям текст произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать их в несложный анализ содержания, подводить к сознанию мотивов поступков персонажей. Основная цель педагогического руководства - будить воображение ребенка, создавать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети.
При организации театрализованной деятельности учитываются следующие принципы: - содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы; - ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса; - максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; - сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми; - подготовленность и заинтересованность воспитателей; подбор игр и упражнений с учетом оптимального сочетания движения, речи, мимики, пантомимики в различных вариациях.
Список используемой литературы Дошкольная педагогика Статья Л.Фурминой
Тестовые задания Какие особенности вы видите в театрализованной игре? a)Готовый сюжет b)Не требуется никакой атрибутики c)Дополнительная подготовка детей не осуществляется Что позволяет совершенствовать работа с куклой? a)Мелкую моторику рук b)Двигательную активность c)Координацию движений В каком виде представлены куклы бибабо? a)В виде костюмов b)В виде перчатки c)Герои сделанные из дерева Что необходимо для организации театрализованных игр? a)Строительный материал b)Декорации c)Костюмы
С какого возраста с детьми можно организовывать театрализованные игры? a)4 года b)Ранний возраст c)6 лет Виды театрализованных игр? a)Теневой театр b)Игра малой подвижности c)Игра с правилами Какая подготовка детей требуется для организации театрализованных игр? a)Знание программы b)Физическая подготовка c)Знание детьми своих ролей Какие качества формируются у детей в процессе театрализованной игры? a)Наблюдательность b)Отзывчивость c)Ловкость
в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.
Источники информации: Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», – 432 с.