Развитие коммуникативной компетенции через стратегии речевого поведения в англоязычной среде доклад на научно-практической конференции Автор: Колесникова Анна Александровна учитель английского языка МОУ СОШ 4 г. Полярные Зори Мурманской области
Развитие коммуникативной компетенции через стратегии речевого поведения в англоязычной среде
He who doesnt know any language, doesnt know his own one Goeth Научно-практическая конференция Гимназия 1
Ведущие принципы организации образовательного процесса по иностранному языку культурообразующая личностно-развивающая принцип развития коммуникативной компетенции
Ключевые компетенции Политическая и социальная Культуроведческая Коммуникативная Информационная Профессиональная Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (latin) Компетентный-знающий Компетенция – это круг деятельности, та область вопросов, в которой человек хорошо осведомлен (Словарь русского языка, 1982).
Приоритетная цель- коммуникативная компетенция Парадокс: Иностранный язык- это только средство, с помощью которого можно приобретать и демонстрировать свой общекультурный уровень, свою способность мыслить, творить, оценивать. Тем не менее, государство заинтересовано в практическом овладении иностранным языком, обеспечивающим выход на мировой рынок, приобщение к мировой культуре.
Проблемы: отсутствие мотивации отсутствие ситуации реального общения понижение общего культурного уровня школьников переизбыток информации … Задача: предоставить детям возможность использовать приобретенные языковые навыки Великая цель образования – это не знания, а действия Герберт Спингер
Пути приобретения знаний… «Tell me and I forget. Teach me and I remember. Involve me and I learn.» Benjamin Franklin «Скажи мне и я забуду. Научи меня и я запомню. Вовлеки меня и я выучу.» Бенджамин Франклин
Стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через деятельность на уроке, предусматривающую решение проблем, показать практическое применение полученных знаний
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ (ЦЕНТРИРОВАННОЕ) это взаимодействие, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ребёнка исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. гуманно- личностные технологии технологии сотрудничества технологии свободного воспитания
Оценка и коррекция психологических состояний в течение всего занятия Высокий уровень мотивации Выявление субъектного опыта Учёт рекомендаций психологов и нейропсихофизиологов Различные формы организации работы Гендерный подход Развитие различных сенсорных каналов и их использование Самооценка и взаимооценка рефлексия Свобода выбора деятельности Инд.творческие домашние задания
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ ИМИТАЦИОННОГО моделирования ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ самоопределенческая ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ РЕФЛЕКСИВНАЯ Обучение через открытие ДИСКУССИЯ МОДЕЛИРОВАНИЕ жизненно-важных ситуаций САМООПРЕДЕЛЕНИЕ к выполнению деятельности ПРОЕКТИРОВАНИЕ собственной деятельности, быть субъектом ОСОЗНАНИЕ деятельности
практическая развивающая воспитательная -формирование в современном молодом человеке чувства патриотизма и чувства интернационализма. Изучая английский язык, мы формируем культуру мира в сознании человека. Мы изучаем и сравниваем языковые явления, обычаи, традиции, искусство, образ жизни народов. Цели образования:
Воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями.
Иностранный язык знакомит с культурой стран изучаемого языка оттеняет особенности своей национальной культуры знакомит с общечеловеческими ценностями содействует воспитанию школьников в ходе продуманной организации диалога культур повышает мотивацию при изучении иностранных языков Учение без мотивации крайне неэффективно. Вывод: обучение должно стать мотивированным.
Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить
В программу обучения иностранному языку включены стратегии речевого поведения в англоязычной среде, что связано с внутренней необходимостью самого процесса обучения.
Стратегии: Дистанцирования Намёка Уклонения Поддержки собеседника Поддержания контакта
Список используемых источников 1. Беляев, Б.В. Психология обучения иностранным языкам/Б.В. Беляев. – М., Бим, И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе/И.Л. Бим. – Введение в коммуникативную методику обучения английского языка.- Oxford University Press, Горелов, И.Н. Проблемы методики обучения в свете общей теории усвоения языков // Проблемы обучения иностранным языкам/И.Н. Горелов. – Владимир, Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе/И.А. Зимняя – М.: Просвещение, Колшанский, Г.В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения // Иностранные языки в школе/ Г.В. Колшанский, Кривченко, Т.А. Коммуникативная культура человека как объект специального формирования в воспитании. /Т.А. Кривченко.М. – Кузьменкова, Ю.Б. Стратегии речевого поведения в англоязычной среде/ Ю.Б. Кузьменкова, М: Педагогический университет «Первое сентября», Маркова, А.К.Мотивация учения и ее воспитание у школьников/ А.К. Маркова, А.Б.Орлов, Л.М. Фридман. – М., Миролюбов А. А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам. // Иностранные языки в школе, Пассов Е.И., Царькова В.Б. Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе // Москва Просвещение, Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М.: Просвещение, Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе/Е.И. Пассов. – М.: Просвещение, Щерба, Л.В. Обучение иностранным языкам в средней школе // Общие вопросы методики/ Л.В. Щерба - М., 1947.