Жизнь М.Ю.Лермонтова была короткой, яркой и трагической, может быть, поэтому в его стихах столько боли и обиды. Мать поэта умерла, когда ему не было еще и трех лет. Воспитывала Лермонтова обожавшая его бабушка, но она препятствовала его общению с отцом. И в университете, и в школе юнкеров, и среди офицеров во время службы поэт постоянно ощущал разлад с окружающими его людьми. Это выражалось в его замкнутости, преследовавшем его чувства одиночества и желаний найти родную душу – человека, который смог бы его понять. Стихи М.Ю.Лермонтова обращены именно к таким людям.
Поэту было присуще творческое, живописное видение мира – в своих стихах и картинах он отражает множество цветов и оттенков.
Зная законы живописи, великолепно владея словом, Лермонтов создает перед читателем богатый красками, пламенный, лазурный мир. Подумайте над стихотворениями поэта, и вы увидите, как они многоцветны: золотой луч солнца, жемчужная цепь, струя светлей лазури, - все это переливается и восхищает своей яркостью. Но поэтическое творчество поэта считают связанным с мрачными темными тонами, несмотря на богатство его цветового мира, настолько глубоко трагичны его стихи.
Белеет парус одинокой В тумане моря голубом. - Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? Играют волны, ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит; Увы! - он счастия не ищет И не от счастия бежит! - Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой: - А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!
В стихотворении «Парус» часто усматривают революционные настроения поэта, но это лишь одно из возможных и слишком узкое толкование. Более значимы в стихотворении поиски смысла жизни и выражение противоречивой свободы человеческого духа, его вечные поиски гармонии. В стихотворении нет четких картин, но даются неясные, не до конца определенные образы. Мы не видим белый парус. Он только «белеет» где-то далеко, «в тумане моря голубом». Далее только череда вопросов. Куда плывет, чего ищет, к чему стремится человек? На них нет ответа. И море, и небо, и простор, и дымка тумана, - все это вызывает ощущение восторга, но и щемящее чувство одиночества, недостижимости чего-то прекрасного.
Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно-холодные, вечно-свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Тема странничества – важнейшая тема в истории мировой литературы. Странничество – это невозвратимое оставление всего мирского, жизнь подаянием и постоянный путь из одного святого места к другу. «Странником» осознавал себя и сам поэт. «Тучи» были написаны в апреле 1840 года перед отъездом Лермонтова в ссылку на Кавказ. В.А.Сологуб вспоминает об обстоятельствах создания стихотворения: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт стоя в окне и глядя на пути, которые ползли над Летним садом над Невою, написал стихотворение «Тучки небесные, вечные странники!»
Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне.
В лирике Лермонтова любовь – чувство высокое, светлое, поэтическое, но всегда неразделенное или утраченное. В стихотворении «Утес» поэт рассказывает о непрочности человеческих отношений. Утес страдает от одиночества, поэтому ему так дорого посещение тучки, умчавшейся поутру. Образ тучки – «золотая», «умчалась», «по лазури весело играя» противопоставлен утесу: он «великан», но «влажный след в морщине», «задумался глубоко» и «плачет он в пустыне». Такое противопоставление называется антитезой.
Автор работы: Алексеева Татьяна Николаевна учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 4