ГИА 2012 Задание С2.1 Беспалова Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ ООШ 3 г. Мыски Кемеровской обл. Часть 3.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГИА 2012 Задание С2.1. Исходный текст – (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика.
Advertisements

ПОДГОТОВКА К ГИА КАК НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ?
ГИА 2012 Задание С2.1. Исходный текст – (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика.
ГИА 2012 Задание С2.1 Беспалова Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ ООШ 3 г. Мыски Кемеровской обл. Часть 4.
Работу выполнили :Курганов Сергей и Александр Даниелов.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему Часть С 2.1.
Сочинение на лингвистическую тему Задание С2 экзаменационной работы в формате ГИА Автор: Стехова Л.Н., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 21.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Написание сочинения-рассуждения, задание С2.1. «Словарь свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Г. Степанов Учащиеся должны.
Подготовка к сочинению С2.1 (ГИА 2012, 9 класс),.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Консультация по русскому языку 8 класс Федюшина Валентина Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ «РСШ 1»
Сочинение на лингвистическую тему (задание С2) ГИА 2013.
Занятие 5. Сочинение-рассуждение. Богатство и образность речи, точность слова.
Изменения в демоверсии ГИА 2012 года. Характеристика структуры и содержания КИМ 2012 года В работу по русскому языку включены 7 заданий с выбором ответа.
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему.
Школьная форма Презентация для родительского собрания.
Сочинение на лингвистическую тему Готовимся К ГИА.
Транксрипт:

ГИА 2012 Задание С2.1 Беспалова Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ ООШ 3 г. Мыски Кемеровской обл. Часть 3

Исходный текст – (1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка, входя в квартиру в сопровождении двух девочек и одного серьёзного мальчика. (2)Слепая Анна Федотовна стояла на пороге кухни, не видя, но точно зная, что ребятишки застенчиво жмутся у порога. – (3)Проходите в комнату и рассказывайте, по какому делу пришли, – сказала она. – (4)Ваша внучка Таня рассказала, что у вас на войне убили сына и что он вам писал письма. (5)А мы взяли почин: «Нет неизвестных героев». (6)И ещё она сказала, что вы ослепли от горя. (7)Мальчик выпалил всё одним духом и замолчал. (8)Анна Федотовна уточнила: – (9)Сын успел написать всего одно письмо. (10)А второе написал после его смерти его товарищ. (11)Она протянула руку, взяла с привычного места папку и открыла её. (12)Дети недолго пошушукались, и большая девочка сказала с нескрываемым недоверием: – (13)Это же всё ненастоящее! – (14)Правильно, это копии, потому что настоящими письмами я очень дорожу, – пояснила Анна Федотовна, хотя ей не очень-то понравился тон. – (15)Откройте верхний ящик комода. (16)Достаньте деревянную шкатулку и передайте её мне.

(17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. (18)Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал: – (19)Вы должны передать эти документы нам. (20)Пожалуйста. – (21) Эти письма касаются моего сына, почему же я должна передать их вам? – почти весело удивилась она. – (22)Потому что у нас в школе создают музей ко Дню великой Победы. – (23)Я с удовольствием отдам вашему музею копии этих писем. – (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей не возьмёт копии. – (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28)И пожалуйста, верните мне все документы.

(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок, удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала: – (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала. (33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел. – (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. – (35)Только пикни у нас. – (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик. – (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься. (39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением: – (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала. (43)Делегация молча удалилась.

(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну... (45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила: – (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку! – (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет. (51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа… (По Б. Васильеву)

Формулировка задания Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: « Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают ». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложе- ний или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистичес- ком стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Теория Лексика – словарный состав языка Грамматика – раздел языкознания, изучающий свойства слов, изменения слов, соединение слов в словосочетания и предложения Морфология + синтаксис

Лексические и грамматические понятия Лексическое значение слова Однозначные и многозначные слова Прямое и переносное значение слова Омонимы, синонимы, антонимы Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении Историзмы, архаизмы, неологизмы Заимствованные слова Фразеологизмы Части речи, морфологические (род, число, падеж, разряды, время, лицо, вид, наклонение, склонение, спряжение, неизменяемость) и синтаксические признаки Строение и значение синтаксических единиц: словосочетания и предложе- ния (члены предложения, виды предложений, осложняющие элементы, виды придаточных, способы передачи чужой речи и т.д.)

Тезис «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают», – утверждает известный лингвист Г. Степанов. Давайте разберёмся, что он имеет в виду.

Аргументы Все слова имеют собственное лексическое значение, с помощью которого человек передаёт свои мысли собеседнику. Но сло- вам ещё необходима определённая форма, служащая для выражения грамматических значений. А знание строения синтаксичес- ких единиц (словосочетания, предложения, текста) формирует умение логически строй- но выражать наши мысли.

Доказательная часть 1 Причастие Лексическое значение Синтаксические признаки В предложении бывают определе- ниями (полные) или сказуемыми (краткие) Обозначает признак предмета по его действию Морфологические признаки Прилагательного: род, число, падеж, краткая и полная форма, согласова- ние с существительным Глагола: возвратность, вид, время, могут быть действительными и страдательными

Контекст 1 (40)Она ждала скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он раздался, вздохнула с облегчением: – (41)Ступайте, дети.

Примеры Для примера возьмём причастие «задвигаемого» (предложение 40). Оно обозначает признак предмета по его действию (задвигать), которое создаётся действием другого предмета, то есть является страдательным причастием. Или Для примера возьмём причастие «задвигаемого» (предложение 40). Оно обозначает признак предмета по его действию (задвигать) и имеет при- знаки прилагательного: мужской род, единственное число, родительный падеж. Или Для примера возьмём причастие «задвигаемого» (предложение 40). Оно обозначает признак предмета по его действию (задвигать) и имеет призна- ки глагола: несовершенный вид и настоящее время. Или Для примера возьмём причастие «задвигаемого» (предложение 40). Оно обозначает признак предмета по его действию (задвигать), согласуется с существительным «ящик» и в предложении выполняет роль определения: ящик (какой?).

Вывод Итак, лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди.

Доказательная часть 2 Деепричастие Лексическое значение Синтаксические признаки В предложении зависит от глагола и является обстоятельством Обозначает добавоч- ное действие, которое показывает, как совершается действие глагола-сказуемого Морфологические признаки Глагола: возвратность, вид Наречия: неизменяемость

Контекст 2 (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…

Примеры Для примера возьмём деепричастие «пользуясь» (предложение 53). Оно обозначает добавочное действие (пользоваться) глагола- сказуемого «вынули» и имеет признаки глагола: несовершенный вид и настоящее время. Или Для примера возьмём деепричастие «пользуясь» (предложение 53). Оно обозначает добавочное действие (пользоваться) сказуемого «вынули» и имеет также признаки наречия – неизменяемость и зависимость от глагола: вынули (как?) пользуясь. Или Для примера возьмём деепричастие «пользуясь» (предложение 53). Оно обозначает добавочное действие (пользоваться) сказуемого «вынули» и в предложении выполняет роль обстоятельства: вынули (как?) пользуясь. Или Для примера возьмём деепричастие «пользуясь» (предложение 53). Оно обозначает добавочное действие (пользоваться) глагола-сказуемого «вынули» и связано с ним подчинительной связью примыкание, так как является неизменяемым: вынули (как?) пользуясь.

Задание для самостоятельной работы Напишите доказательную часть сочинения-рассуждения, используя следующие примеры: 1. причастие «сосредоточена» (предложение 40); или 2. деепричастие «входя» (предложение 1).

Использованные материалы Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для обще- образоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, – 319 с. (Демоверсия КИМ ГИА г.)