Разработка урока по литературе в 10 классе на тему: «Идейно- художественное своеобразие повести Н.С.Лескова «Очарованный странник» Урок подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 11 Белоглинского района Краснодарского края Герасимова Алла Алексеевна
Форма организации учебного занятия: Интегрированный урок (литература, информатика и изобразительное искусство)
Цели урока: Образовательная: организовать и провести урок в условиях использования средств ИКТ; обучить учащихся необходимым навыкам использования средств ИКТ в литературе. Раскрыть смысл названия повести; выявить особенности изображения русского национального характера. Воспитательная: формировать у учащихся нравственные качества личности, взгляды и убеждения. Развивающая: развивать творческий потенциал учащихся, который необходим для дальнейшего самообучения, саморазвития в условиях совершенствования средств ИКТ.
Мысль о создании цикла рассказов, посвящённых праведникам земли русской, возникла у Лескова в 70 – е годы 19 века после спора с писателем Писемским. Писемский писал Лескову о том, что нет уже святости на Руси, а в душе каждого человека «ничего, кроме мерзости», не видно. Такое признание поразило Лескова: «Как, - думал я, - неужели, в самом деле, не видать ничего, кроме дряни? Неужели всё доброе и хорошее, что когда – либо заметил художественный глаз других писателей одна выдумка и вздор? Это не только грустно, но и страшно.»
Так возникают очерки и рассказы, в которых Лесков опровергает утверждение Писемского. Это такие произведения, как «Левша», «Запечатленный ангел», «Очарованный странник»
«Если без трёх праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живёт в моей и твоей душе. И пошёл я искать праведных, но куда я ни обращался, кого ни спрашивал – все отвечали, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое – каких хороших людей знавали.» Н. С. Лесков.
1. Находящийся по суеверным представлениям под действием чьих – либо чар 2. Выражающий восхищение человек, странствующий пешком на богомолье. 1. Верующий человек, живущий праведной жизнью 2.Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности.
«Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета. Так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке…….он был богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца».
Картина В. Васнецова «Богатыри»
И. Билибин «Богатырь на распутье»
В. Васнецов «Крестьянин Владимирской губернии»
Тема богатырства, Тема Родины.
Иван Флягин предназначен своему крестному пути. Словно колдовская сила влечёт его по жизни, какое – то предначертание; всё что суждено, должно исполниться, прежде чем человек обретёт покой.
Пошли, господь, свою отраду Тому, кто в летний жар и зной, Как бедный нищий, мимо саду Бредет по жаркой мостовой; Кто смотрит вскользь через ограду На пень деревьев, злак долин, На недоступную прохладу Роскошных, светлых луговин. Не для него гостеприимной Деревья сенью разрослись, Не для него, как облак дымный, Фонтан на воздухе повис. Пошли, Господь, свою отраду Тому, кто жизненной тропой, Как бедный нищий, мимо саду Бредёт по знойной мостовой. Фёдор Иванович Тютчев.
Чему бы жизнь нас ни учила, Но сердце верит в чудеса: Есть нескудеющая сила, Есть и нетленная краса. И увядание земное Цветов не тронет неземных, И от полуденного зноя Роса не высохнет на них. И эта вера не обманет Того, кто ею лишь живёт, Не всё, что здесь цвело, увянет, Не всё, что было здесь, пройдёт. Ф. И. Тютчев