Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка!» Россетти Светлана Михайловна. МБОУ «СОШ 36» г. Астрахань. Учитель русского языка и литературы
ЦЕЛЬ УРОКА: 1. Раскрыть основную мысль картины. 2. Подготовить учащихся к написанию сочинения – описания. 3. Развитие логического мышления и творческого воображения учащихся. 4. Активизировать лексику по данной теме, пополнить словарный запас. 5. Воспитать сознательное отношение к учёбе.
«Нарушитель»
«За уроками», 1952 г. «Опять двойка», 1952 г.
«Достали языка», 1943 г.
«Прибыл на каникулы», 1947 г. «За мир», 1950 год
Мысль написать картину Опять двойка родилась у Ф.П. Решетникова в школе. Наблюдая на уроке за учеником, который не мог решить задачу у доски, художник живо представил себе, как дома встретят мальчика, если он получит двойку. Двойка – не случайность, она – результат неорганизованности, неумения правильно распределять своё время, неответственного отношения к своему учебному труду. Прокатался на коньках, забыл про уроки – и вот теперь приходится держать ответ за свою беспечность, краснеть перед родными, выслушивать упрёки. Особенно стыдно перед матерью. Наверное, он не раз давал обещание хорошо учиться. Да, невесело приходить домой с двойками!
В каком жанре написана картина? Бытовой жанр (повествует о повседневной жизни людей, об их труде, быте, семейных отношениях, общественной деятельности).
Какие краски и тона преобладают в картине? Цвета в основном неяркие, приглушённые. Ведь художник рассказывает об обычном будничном дне в одной семье. Это голубовато-серые стены комнаты, коричневый пол, пальто мальчика болотного цвета и т. д.
Что является фоном картины? Фоном является интерьер комнаты. Обстановка небогатая, видно, что здесь живёт простая рабочая семья.
Кто главный герой картины? Главный герой – ученик, т.к. он изображён крупно на переднем плане, близко к центру, на серо-голубом фоне стены; на него падает свет из окна; все присутствующие смотрят на него.
В какие годы происходит действие, изображённое на картине? По каким деталям это можно определить? Советские годы (школьная форма, пионерский галстук, портфель, одежда, велосипед, детали интерьера комнаты).
Какой момент изобразил художник на картине? Опишите главного героя и запишите ключевые слова и выражения. Мальчик пришёл из школы. Он еще не успел переодеться. Он опустил голову, словно застыл, потому что чувствует за собой вину, т. к. прокатался на коньках, не выучил урока и получил двойку. Волосы на голове растрёпаны, глаза смотрят вниз, взгляд его отведён в сторону от всех домашних, т.к. ему стыдно. Трудно смотреть в глаза матери, совестно перед отличницей сестрой, досадно, что младший братишка смеётся над ним.
Запишите ключевые слова и выражения: словно застыл опустил голову чувствует вину стыдно совестно досадно
Запишите ключевые слова и выражения: словно застыл опустил голову чувствует вину стыдно совестно досадно
Какие детали указывают на причину получения двойки? Записать: лицо раскраснелось коньки торчат взъерошенные волосы с хохолком на макушке потёртый портфель замок сломан портфель перевязан бечёвкой Вывод: мальчик заигрался; вместо выполнения домашнего задания то и дело пропадает на катке.
Опишите маму, сестру и младшего брата. Что можно прочитать по их лицам? Они сочувствуют мальчику, но осуждают. Мама смотрит с укором, сестра возмущена, сердита на брата, младший брат смеётся. Запишем ключевые слова: огорчена, смотрит с укором, стиснув до боли руки, осуждение, неодобрение, смотрит сердито.
Кто и почему встречает мальчика с радостью? Собака. Она ласкается к мальчику, потому что не понимает, что такое двойка.
Почему мальчик не обращает внимания на собаку? Он очень расстроен, понимает свою вину. Запишем: расстроен, понимает свою вину.
Есть ли у мальчика возможность хорошо учиться? Откуда это видно? Всё в комнате говорит о заботе матери, у мальчика есть все условия для хорошей учёбы.
Каково ваше отношение к герою? Он понял свою вину, раскаивается, поэтому ему можно посочувствовать.
Какова основная идея картины? Художник своей картиной призывает всех детей хорошо учиться и не огорчать плохими оценками родителей. Двойка – это неприятность для всей семьи.
Составим план описания картины. План: I. Вступление. Cлово о художнике или история создания картины. II. Главная часть. Описание картины: а) о каком событии рассказывает картина? б) композиция картины ( описание главного героя, матери, сестры, младшего братишки и собаки); в) фон картины ( описание обстановки, о чём она говорит?) и колорит. III. Заключение. Основная мысль картины. Ваше отношение к герою и впечатление от картины.
Желаем удачи!