Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления 241 Дзержинского района г.Волгограда Авторы : Чернышкова Татьяна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система работы в адаптационный период Педагог-психолог МДОУ Кондратовский детский сад общеразвивающего вида 2 Л.М.Галина.
Advertisements

Адаптация (от лат.- «приспособляю»)-сложный процесс приспособления организма, протекающий на разных уровнях- физиологическом, социальном, психологическом.
Анализ психолого – педагогической литературы: Понятие адаптации - Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, Д.А. Андреева, Б.Г. Рубин, Ю.С. Колесников. В педагогической.
АВТОР: старший воспитатель МБДОУ 105 г.Мурманск Турарова Ирина Михайловна Портал "О детстве"
П ЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «З ДРАВСТВУЙ, МАЛЫШ ». Цель : Обеспечить успешное протекание процесса адаптации Участники проекта: дети, родители, специалисты.
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ Фурсова Наталья Анатольевна. ИЗМЕНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ИЗМЕНЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ ИЗМЕНЕНИЕ ХАРАКТЕРА ПИТАНИЯ НЕСФОРМИРОВАН- НОСТЬ НАВЫКОВ.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 7 «Сказка» ст. Брюховецкая муниципальное образование Брюховецкий.
Подготовила: педагог-психолог Горяйнова Н. А.. 1 этап. Ознакомительный: - дни открытых дверей; - сайт детского сада. 2 этап. Подготовительный: - работа.
Педагогический совет Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.
«Использование телесно- ориентированных приемов в работе педагога-психолога с детьми младшего дошкольного возраста в период их адаптации к условиям ДОУ»
Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма. А.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 56» Октябрьского района города Барнаула.
Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ.
г.. 1 этап. Ознакомительный: - день открытых дверей; - сайт детского сада. 2 этап. Подготовительный: - работа в Центре игровой поддержки с детьми.
Используемые методики: Ларечиной Е.В. «Дитятко»
Работа консультативного пункта МКДОУ «Шатровский детский сад 2»
-форма взаимодействия специалистов для психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка, нуждающегося в особом внимании.
Проведение индивидуального диагностического обследования с детьми Утверждаю Заведующая МДОУ «Детский сад комбинированного вида » Диаграмма 4.
«Психологическое сопровождение семьи в период введения ФГОС» МАДОУ ЦРР ДС 362 г.Челябинск 2014г.
Руководитель: воспитатель 2 категории Хазеева Т. С. МДОУ д/с 15 «Золотая рыбка» Медико-педагогическое совещание для воспитателей групп раннего возраста.
Транксрипт:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления 241 Дзержинского района г.Волгограда Авторы : Чернышкова Татьяна Владимировна старший воспитатель Алентьева Мария Николаевна заведующий Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению

Адаптация – от лат. «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

Нормативно – правовая база Федеральный закон РФ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями от N 313- ФЗ ) Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ. принят Государственной Думой РФ от , одобрен Советом Федераций Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждено постановлением правительства РФ от 12 сентября 2008 года 666 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" Сан ПиН Концепция построения развивающей среды для организации жизни детей в дошкольном учреждении.

Вся работа по адаптации проводится в три этапа: - характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкеты для родителей); - оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (карта наблюдений); - оценка психоэмоционального состояния детей (индивидуальный лист адаптации ).

Первый этап Как показывает опыт, изучение ребенка до его поступления в детский сад позволяет в значительной степени смягчить течение адаптационного периода. (данная работа проводится при заполнении карты – направления ). Родители вместе с ребенком приглашаются на индивидуальные консультации – обследования к педагогу- психологу, социальному педагогу, старшему воспитателю, учителю – логопеду цели которых: сбор информации о семье; выявление отношения родителей к поступлению ребенка в детский сад; установление партнерских, доброжелательных отношений. Кроме того, на индивидуальных обследованиях собирается информация о ребенке: выясняются индивидуально- личностные привычки, приученность к режиму, питанию, особенности засыпания и сна, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Для этого педагог-психолог предлагает родителям заполнить анкету «Давайте познакомимся».

На основе этих данных определяется степень субъективной готовности ребенка к поступлению в детский сад, после чего родителям даются соответствующие рекомендации по подготовке малыша к приходу в детский коллектив. Еще одна важная цель встречи – формирование у будущего воспитанника положительных ассоциаций, связанных с детским садом и педагогами. Например, пока социальный педагог беседует с мамой, педагог - психолог играет с ребенком яркими, красочными игрушками. Кроме того, педагог-психолог наблюдает, как ребенок вступает в контакт, а также проводит, по согласованию с родителями, диагностику его нервно-психического развития. После обследования педагог-психолог проводит небольшую экскурсию для родителя и малыша, показывает основные помещения детского сада и группу, которую будет посещать ребенок. Такая демонстрация помогает родителям и детям удовлетворить их любопытство и почувствовать себя более уверенно.

По результатам проведенной встречи с родителями и детьми обозначаем для себя семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь - не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации у их ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.

Второй этап Включает в себя психопрофилактическую и коррекционно-развивающую работу, направленную на снятие проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям образовательного учреждения.

Третий этап Проходит контрольная диагностика (повторная) - по окончании периода адаптации и повторное анкетирование родителей. На основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка. По итогам заключения и по наблюдениям психолога и воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации.

На втором и третьем этапе работа организуется по трем направлениям: с родителями; педагогами; воспитанниками.

Для родителей: папка-передвижка "Готовим малыша в детский сад. (Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям" с практическими рекомендациями для родителей, чьи дети впервые поступают в детский сад.); информационные листы-памятки с кратким материалом "Адаптация. Что это такое?" и "Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду", которые родители могут взять с собой;

Для педагогов: 1.Анкеты, которые заполняются родителями, а затем анализируются педагогами; 2. План работы по адаптации детей в дошкольном учреждении; 3. Журнал приема детей 4. Паспорт здоровья группы. 5. Сведения о родителях и детях (заполняют воспитатели). 6. Лист адаптации 7. Лист стула 8. Карта нервно - психического развития («Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях» К.Л.Печора и др. стр 121) 9. Дневник группы (Ф. 127).

Для воспитанников Проведение совместных прогулок неорганизованных детей с детьми группы; Открытые детские праздники («День здоровья»). Создание предметно – развивающей среды. В первую очередь уделяется внимание раздевалке. Там для детей готовятся: -"полочка для любимых игрушек", где (по желанию ребенка) располагаются вещи, принесенные из дома; -Мини - игровая зона, куда выставляются яркие, красивые игрушки, чтобы ребенку хотелось остаться, потрогать и рассмотреть их; -подвески, которые помогают зрительно "снизить" потолок и почувствовать ребенку себя более комфортно и спокойно. В групповом помещении также переоборудуются все зоны. Основная цель – сделать помещение более уютным, домашним и привлекательным для детей. Продумывается место для возможности уединения ребенка, если ему захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному.

Построенная таким образом работа позволяет: сформировать у будущих воспитанников положительные ассоциации, связанные с дошкольным учреждением; показать родителям возможности детей при воспитании их в организованном детском коллективе.

Главное же направление адаптации детей к дошкольному учреждению – работа с ними. Адаптация ребенка контролируется с помощью "Листа адаптации", где отмечаются в контрольные дни (1 й, 2 й, 3 й, 4 й, 8 й, 16 й, 32 й и при необходимости 64 й (по методике К. Печоры) эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, вид наиболее предпочитаемой деятельности. Первоначально для каждого ребенка устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания малыша в детском саду увеличивается постепенно в зависимости от его привыкания. Данный вопрос решается совместно врачом, воспитателями и педагогом-психологом.

В первые же дни мы советуем маме присутствовать в детском саду вместе с малышом. Это помогает ребенку чувствовать себя более уверенно и снижает тревожность самой мамы по поводу пребывания ее малыша в дошкольном учреждении. Кроме того, облегчить малышу привыкание помогут некоторые несложные приемы. Мы просим приносить с собой из дома любимую игрушку, которую малыш, если загрустит, сможет прижать к себе и почувствовать себя более спокойно. Небольшие фотоальбомы с семейными фотографиями также поднимут настроение загрустившему ребенку. Главным же расслабляющим средством для дошкольника является игра. Ее основная задача в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду. Педагоги предлагают специальные игры, которые помогают детям справиться с напряженной, стрессовой ситуацией в период привыкания: хороший эффект дают разнообразные игры с песком и водой, сухой бассейн;

По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико-психолого- педагогическое совещание расширенного состава – заведующий, старший воспитатель, педагог- психолог, учитель-логопед, врачи, старшая медицинская сестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других групп (по приглашению). На нем обсуждаются результаты проделанной работы, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы организации адаптации и намечается дальнейшая работа. Анализ результатов показывает, что в течение последних лет не было ни одного ребенка с тяжелой степенью адаптации. Это позволяет нам судить о правильной организации и проведении адаптации детей к условиям детского сада педагогическим коллективом.

Литература: Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.-.К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина, Л.Г.Голубева. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, с. Волосова Е. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели).-М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999 Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ Н.В.Кирюхина-М.: Айрис-пресс, с.) Группы детей раннего возраста. Данилина Т. //Управление дошкольным образовательным учреждением. – с.41. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ – практическое пособие / Авт.-сост. Белкина Л.В г. Организация работы групп раннего возраста. Филютич А. //Управление дошкольным образовательным учреждением. – с.45. Организация физкультурно – оздоровительной работы с детьми раннего возраста. //Ребенок в детском саду. – – 2.- с.60 Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста./ Сос.Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н. Бойнович.- СПб.: « Акцент», 1999 Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие.- Педагогическое общество России, 2005

Фото используемые в презентации com_comprofiler/task,zoo/ztask,view/id,1 192/Itemid,38/cpage,12/ com_comprofiler/task,zoo/ztask,view/id,1 192/Itemid,38/cpage,12/ Фото педагогов (Чернышкова Т.В., Хрищатая Н.А.) и воспитанников МОУ детского сада присмотра и оздоровления 241. Уголок для родителей (МОУ детский сад присмотра и оздоровления 241)

Спасибо за внимание!!!