Презентация «М.Е. Салтыков - Щедрин. Сказки» Подготовили учащиеся 7 класса «Б» МОУ «Первомайская сош» Первомайского района Тамбовской области Морозова Виктория, Порскова Виктория, Шлыкова Екатерина Учитель Халяпина Л.Н.
Ранние годы Родился в старой дворянской семье, в имении родителей, селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии, ныне Талдомского района Московской области. Был шестым ребёнком потомственного дворянина и коллежского советника Евграфа Васильевича Салтыкова Мать, Ольга Михайловна Салтыкова, была дочерью московского купца. Первый учитель Салтыкова-Щедрина – крепостной человек его родителей, живописец Павел Соколов; потом с ним занимались старшая сестра, священник соседнего села, гувернантка и студент Московской духовной академии. Десяти лет от роду он поступил в Московский дворянский институт (нечто вроде гимназии с пансионом), а два года спустя был переведён, как один из лучших учеников, казённоштным воспитанником в Царскосельский лицей.
Начало литературной деятельности В 1844 окончил курс по второму разряду. В лицее под влиянием свежих ещё тогда пушкинских преданий каждый курс имел своего поэта; на XIII курсе эту роль играл Салтыков-Щедрин. Несколько его стихотворений было помещено в «Библиотеке для чтения» 1841 и 1842 годов, когда он был ещё лицеистом; другие, напечатанные в «Современнике» (ред. Плетнёва) 1844 и 1845 годах, написаны им также ещё в лицее (все эти стихотворения перепечатаны в «Материалах для биографии М. Е. Салтыкова», приложенных к полному собранию его сочинений).
Вятка В наказание за вольнодумие уже 28 апреля 1848 года Михаил Евграфович был выслан в Вятку и определён канцелярским чиновником при Вятском губернском правлении, где дослужился до советника губернского правления. В Вятке он прожил 8 лет. В ноябре 1855 ему разрешено было, наконец, покинуть город. В феврале 1856 его причислили к Министерству внутренних дел, в июне того же года назначили чиновником особых поручений при министре.
Возобновление литературной деятельности Вслед за возвращением Салтыкова-Щедрина из ссылки возобновилась, с большим блеском, его литературная деятельность. В 1856 от имени "надворного советника Щедрина» в "Русском Вестнике" были изданы "Губернские очерки". С этого времени Щедрин стал известен всей читающей России, назвавшей его наследником Гоголя.
Основные мотивы творчества Среди произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина - повести, рассказы, сказки, памфлеты, очерки, рецензии, полемические заметки, публицистические статьи: "Противоречия" (1847: повесть), "Запутанное дело" (1848; повесть), "Губернские очерки" ( ) и многое другое.
Исследователь творчества М. Е. Салтыкова- Щедрина Д. Николаев в своей монографии "М. Е. Салтыкова-Щедрин. Жизнь и творчество" (1985) так определил место писателя в литературе: "Минувшие века дали миру немало выдающихся писателей- сатириков. В Англии жили и творили Свифт, Диккенс и Теккерей, Во Франции звучал победоносный смех Рабле, Мольера и Вольтера. В Германии блистал язвительным остроумием Гейне. Кантемир, Фонвизин, Новиков, Капнист - таков далеко не полный перечень русских писателей XVIII века, целиком посвятивших себя сатире. Вот к этой фаланге великих насмешников и принадлежал, наряду с Грибоедовым и Гоголем, Салтыков-Щедрин".
Сказки» - одно из самых ярких творений и наиболее читаемая из книг великого русского сатирика. М.Е. Салтыков-Щедрин М.Е. Салтыков-Щедрин явился продолжателем сатирических традиций Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Губернаторская деятельность Щедрина позволила ему глубже разглядеть "пороки российской действительности" и заставила задуматься над судьбой России. Он создал своего рода сатирическую энциклопедию русской жизни. Сказки подвели итог 40-летней работе писателя и были созданы в течение четырех лет: с 1882 по 1886 год.
Целый ряд причин побудил Салтыкова-Щедрина обратиться к сказкам. Сложная политическая ситуация в России: нравственный террор, разгром народничества, полицейское преследование интеллигенции не позволили выявить все социальные противоречия общества и напрямую подвергнуть критике существующие порядки. С другой стороны, жанр сказки был близок характеру писателя-сатирика. Фантастика, гипербола, ирония, обычные для сказки, очень характерны для поэтики Щедрина. Кроме этого, жанр сказки очень демократичен, доступен и понятен широким кругам читателей, народу. Сказке свойственен дидактизм, а это напрямую соответствовало публицистическому пафосу, гражданским устремлениям сатирика.
Сказки М.Е. Салтыкова- Щедрина Сказки русского народа Общие черты Зачин, сказочный сюжет, фольклорные выражения, народная лексика, сказочные персонажи, концовка, Отличительные черты сатира сарказм смешение категорий добра и зла нет положительного героя уподобление человека животному юмор гипербола победа добра над злом положительный герой очеловечивание животных
В сложном содержании сказок Салтыкова-Щедрина можно выделить основные темы: сатира на правительство, обличение поведения и психологии обывательски настроенной интеллигенции, изображение народных масс, разоблачение морали собственников- хищников, пропаганда новой нравственности.
Писатель по существу создал новый жанр политическую сказку. Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей. Щедрин показал всю социальную анатомию, коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции.
В "Премудром пескаре" Щедрин рисует образ той интеллигенции, что поддалась панике, ушла от активной борьбы в мир личных забот и интересов. Пескарь-обыватель, боясь за свою жизнь, замуровал себя в темной норе. Всех "перемудрил"! А итог его жизни можно выразить словами: "Жил дрожал, умирал дрожал". Олицетворением бескрылой и пошлой обывательщины стал щедринский премудрый пескарь – герой одноименной сказки. Смыслом жизни этого "просвещенного, умеренно- либерального" труса было самосохранение, уход от столкновений, от борьбы
В Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил писатель показывает полную беспомощность двух генералов, оказавшихся на необитаемом острове. Несмотря на то что кругом было изобилие дичи, рыбы, плодов, они чуть не умерли с голоду, если бы не умение и находчивость мужика. В этой сказке Салтыков- Щедрин высказывает мысль о том, что Россия держится на труде крестьянина, который, несмотря на свой природный ум и смекалку, покорно подчиняется беспомощным господам
Эта же мысль развивается в сказке Дикий помещик. Но если генералы из предыдущей сказки оказались на необитаемом острове по воле судьбы, то помещик из этой истории все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий запах. Поэтому столбовой дворянин Урус-Кучум-Кильдибаев всячески притесняет мужиков. И вот мужицкий мир исчез. И что же? Через некоторое время весь он оброс волосами.., а когти у него сделались железными. Помещик одичал, потому что без мужика он не способен даже обслужить себя.
В сказке "Дикий помещик" Щедрин как бы обобщил свои мысли о реформе "освобождения" крестьян, содержащиеся во всех его произведениях 60-х годов. Он ставит здесь необычайно остро проблему пореформенных взаимоотношений дворян- крепостников и окончательно разоренного реформой крестьянства.
Методические ресурсы (Lib.Ru: Библиотека Максима Мошкова)Lib.Ru