Действительные причастия настоящего и прошедшего времени Урок русского языка в 7 классе Подготовила Бут Наталья. Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»
Цели урока : познакомить со способами образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, с правописанием гласных в суффиксах действительных причастий настоящего и прошедшего времени ; формировать умение находить и применять изучаемую орфограмму
Повторение пройденного материала Выписать причастия в два столбика : действительные / страдательные Ученик, выступающий на собрании ; школьники, помогающие убрать урожай ; модель, сделанная ребятами ; посаженное юннатами дерево ; борющиеся за первенство спортсмены ; ярко освещенный зал ; заполняемый сосуд ; сверкающий на солнце снег ; залитый пол ; падающий с небес ; растаявший снег ; растворившийся в стакане ; размытая дождем ; подписанные мастером ; унесённые ветром
Действительные причастия Страдательные причастия Выступающий, помогающие, борющиеся, сверкающий, падающий, растаявший, растворившийся Сделанная, посаженное, освещенный, заполняемый, залитый, размытая, подписанные, унесенные
Синтаксическая пятиминутка Спишите, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Б... гря … ая л.. ства П... крытая м... розною р... сою Шуршит в а … ее под моей н... гою... ( И. Бунин.) - Устно переделайте предложение, заменив причастный оборот придаточным предложением. - Сравните, какое из предложений более яркое, динамичное ? За счет чего ? - ВЫВОД : способность причастий передавать признак предмета по действию является выразительным средством в художественном тексте
Повторение правописания безударных личных окончаний глагола, глагольных суффиксов Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая условия выбора орфограммы. Определите вид и переходность глаголов. Стро...т дом, бор...тся за мир, леч...т людей, се...т рожь, вид...т насквозь; тревож...л людей, ненавид...л ложь, стел...л постель, кле...л обои.
пестре ют -ЮЩ- пестреющий Настоящее вр., несов. вид 1 спряжение
вед ут-УЩ- ведущий Настоящее вр., несов. вид 1 спряжение
лет ят -ЯЩ- летящий Настоящее вр., несов. вид 2 спряжение
молч ат -АЩ- молчащий Настоящее вр., несов. вид 2 спряжение
Действ. прич. наст. вр. УЩ, ЮЩ от 1 спр. АЩ, ЯЩ от 2 спр.
клеящий клеюклеить 2 спр тающий таютаять 1 с пр
опа л-ВШ- опавший Прошедшее вр.
нес ла -Ш- несший Прошедшее вр.
Действ. прич. прош. вр. - ВШ -, - Ш -
сеять-сеявший обидеть - обидевший мучить - мучивший
Гласная + ТЬ = Гласная + ВШ
Суффиксы действительных причастий
Комментированное письмо Кол.. щая лед, спе.. щая ягода, маш.. щая крыльями, бор.. щийся за первенство, стро.. щийся стадион, беспоко.. щаяся о здоровье сына мать, пиш.. щий письмо, дремл.. щий в тиши, кле.. щиеся обои, видне.. щиеся вдали, пен.. щиеся струи фонтана, та.. щие облака
От каких глаголов образуются действительные причастия? (От переходных и непереходных.) От чего зависит выбор суффиксов действительных причастий настоящего времени? (От спряжения глагола)
Словарно - орфографическая работа Объяснить написание глагольных суффиксов в действительных причастиях прошедшего времени Слыш..вший шорох, прав..вший конями, обид..вший ребёнка, раста..вший снег, увид..вший паука, направ..вший пешехода, постро..вший дом, ла..вшей собаки, рассе..вший сомнения, отта..вшая земля, завис..вший от обстоятельств, ненавид..вший врагов.
От чего зависит выбор гласной перед суффиксом - вш - действительных причастий прошедшего времени ? ( от гласной перед – ть - в глаголе неопределённой формы )
Итог урока - Как образуются действительные причастия настоящего времени ? - При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени ? - Достигнуты ли нами цели урока ?
Домашнее задание Выучить записи (тетради по теории языка) Индивидуальные карточки Повторить словарные слова
Источники Г. А. Богданова. Уроки русского языка в 7 классе. М. « Просвещение » 2003 г. Учебник для 7 класса под ред. С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова М. « Просвещение » 2009 г.