М. Ю. Лермонтов « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа 30 г.Йошкар-Олы» Ануфриева И.Н.
М. Ю. Лермонтов в ментике лейб-гвардии гусарского полка Портрет работы П. Е. Заболотского 1837 Он поэт русский в душе - В нём прошедшее и настоящее русской жизни. В.Белинский
Автопортрет 1837–1838 Михаил Юрьевич Лермонтов
М. Ю. Лермонтов в сюртуке лейб-гвардии Гусарского полка г. Акварель А. И. Клюндера. 1839
У героев «Песни про царя Ивана Васильевича…» – Кирибеевича и Калашникова – нет прототипов (реальных лиц, послуживших основой для создания литературных характеров). столетия, что Но Лермонтов, следуя историческим источникам, правдиво изобразил характеры и конфликты, верно передал дух, колорит эпохи Ивана Грозного. «Песня…» переносит читателей в далёкое прошлое. Она рисует настолько достоверные картины русской жизни XVI уподобляется яркой, запоминающейся странице книги по русской истории. Первая обложка книги
В. М. Васнецов Царь Иван Васильевич Грозный
Историческая основа «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» «Песня про купца Калашникова», написанная в 1837 году, повествует о событиях ХVI века – эпохе царя Ивана Грозного. В «Истории государства Российского» Н. М. Карамзин подчеркивает неоднозначность этой фигуры, противоречия в характере царя: «…имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединенный с необыкновенным даром слова…; хвалился милостию и щедростию, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан; хвалился правосудием, карая вместе, с равным удовольствием, и заслуги и преступления; хвалился духом царским, соблюдением державной чести, велев изрубить присланного из Персии в Москву слона, не хотевшего стать перед ним на колена, и жестоко наказывая бедных царедворцев, которые смели играть лучше державного в шашки или в карты». Карамзин заключает: «…если иго Батыево унизило дух россиян, то, без сомнения, не возвысило его и царствование Иоанново».
М. М. Антокольский. Фотография скульптуры. Мрамор Царь Иван Васильевич Грозный
Москва XVI века А. М. Васнецов 1891
Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век В.М. Васнецов. 1903
Одним из главных героев поэмы Лермонтова является молодой опричник Кирибеевич, «из славной семьи из Малютиной». Опричнина была создана царем Иваном Грозным (именно в период опричнины он и получил свое прозвище).
В 1565 году царь оставил свою резиденцию в селе Коломенском и выехал в Александровскую слободу. Оттуда в послании к боярам и духовенству он сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел – опричнину (от слова «опричь» – кроме). Иван Грозный был уверен, что его позовут вернуться на трон. Это произошло. Иван IV продиктовал свои условия возвращения: разделить страну на две части: опричнину и земщину. В опричнину царь включил наиболее важные в стратегическом и экономическом отношении земли. На этих землях хозяйничало опричное войско. Набирались опричники из молодых дворян и боярских детей, отличавшихся удалью. Они должны были беспрекословно исполнять волю государя, обо всем ему доносить, отрекшись от всего и всех. Внешним отличием опричников служили собачья голова и метла, прикрепленные к седлу, в знак того, что они грызут и метут изменников царя. На все поступки опричников царь глядел сквозь пальцы, при любых разбирательствах с ними опричники почти всегда были правыми. Главой опричного террора стал Малюта Скуратов (таково прозвище Григория Лукьяновича Скуратова) – думный дворянин, приближенный Ивана IV.
Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века
И. Билибин. Иллюстрация к «Песне про царя Ивана Васильевича…» Пир у Ивана Грозного
П. Коровин Иллюстрация к «Песне про царя Ивана Васильевича…» Лавка купца Калашникова
И. Билибин Иллюстрация к «Песне про царя Ивана Васильевича…» 1938 Лавка купца Калашникова
Б. Кустодиев Иллюстрация к «Песне про царя Ивана Васильевича…» Кирибеевич и Алена Дмитриевна
Иллюстрация к «Песне про царя Ивана Васильевича…» 1938 И. Билибин
Историограф отмечает, что «сказать неучтивое слово кромешнику (опричнику) – значило оскорбить самого царя», что «люди земские, от дворянина до мещанина, были безгласны, безответны против опричных». Он упоминает о похищении жен многих знатных людей Иваном Грозным и его приближенными. Опричники стали бичом и предметом ненависти для народа, царь же верил в их преданность и верность, и они действительно во всем исполняли его волю: все кровавые деяния второй половины царствования Ивана Грозного совершены при непременном и непосредственном участии опричников. Правила семейно-бытовой жизни XVI века изложены в «Домострое». «Домострой» – памятник древнерусской литературы. Предполагают, что книга была создана в XV веке на основе «слов» и «поучений», распространенных в древнерусской литературе. В середине XVI века протопоп Сильвестр, приближенный Ивана IV в ранний период его царствования, переработал текст «Домостроя». Повседневная жизнь родовитых бояр и богатых купцов подробно описана в книге. В этом своде житейских правил говорится:
«Царя бойся и служи ему верою и всегда о нем Бога моли и ложно отнюдь не глаголи пред ним; но с покорением истину отвещай ему, яко самому Богу, и во всем повинуйся ему… Обидим (обиженный) не мсти; хулим (обвиненный) моли; зла за зло не воздавай; согрешающая (грешащих) не осуждай». «Подобает поучити мужем жен своих с любовию и благорассудным наказанием; жены мужей своих вопрошают о всяком благочинии: како душу спасти, Богу и мужу угодити и дом свой добре строити и во всем ему покорятися; и что муж накажет, то с любовию приимати и со страхом внимати, и творити по его наказанию».
Прощание Калашникова с братьями перед казнью И. Билибин. Иллюстрация к «Песне про царя Ивана Васильевича…» 1938
И. Билибин. Иллюстрация к «Песне про царя Ивана Васильевича…» 1938 Сцена боя
В. М. Васнецов. Иллюстрация к «Песне про царя Ивана Васильевича…» 1891 Исход боя
Гей вы, ребята удалые, Гусляры молодые, Голоса заливные! Красно начинали – красно и кончайте, Каждому правдою и честью воздайте. Тароватому боярину слава! И красавице-боярыне слава! И всему народу христианскому слава!