Балакирева Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 256 г. Фокино, Приморский край Урок русского языка в 5 классе по УМК В.В. Бабайцевой
Назовите антонимы
. Для чего нужны антонимы? Антоним – греческое слово: анти – приставка со значением «противоположный, онима – «имя»
И нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот» Скажу я слово хорошо, А ты ответишь: Скажу я слово великан, А ты ответишь: Скажу я слово потолок, А ты ответишь: Скажу я слово потерял, И скажешь ты: плохо. кроха. пол. нашёл.
Запишите пословицу Сколько в ней антонимичных пар? Ученье - свет, а неученье – тьма. Выполните синтаксический разбор предложения Ученье – неученье; свет – тьма.
Вставьте нужные антонимы Любишь брать, люби …. Сытый … не разумеет. Иди вперёд, а оглядывайся …. Корень учения горек, да плод его …. Чему служат антонимы в этих пословицах? Какие части речи могут выступать в роли антонимов? (Противопоставлению положительного отрицательному.) (Почти все!)
Подберите к прилагательному несколько антонимов Надёжный друг - …. (Неверный, коварный, ненадёжный, вероломный.) Как называются группы этих слов? (Синонимический ряд.) Чем отличаются антонимы от синонимов?
В каких предложениях употреблены антонимы, а в каких синонимы? Эта задача несложная, простая. Он сделал это не случайно, а намеренно. Он сделал это неслучайно, намеренно. Эта задача не сложная, а простая. Составьте и запишите предложения со словами увлекательно – скучно; радостный – грустный, используя данные выше предложения в качестве образца. Обратите внимание на правописание не.
Устно подберите антонимы к приведённым словам Тихий, бедный, богатый, ленивый, чёрный, ветхий, высокий. С каким словом возникли сложности? Почему? (Со словом «высокий», потому что оно многозначное). Высокая душа – приземлённая (устремлённая в небо или к земле). Высокая скамья – низкая.
Подберите антонимы к разным значениям многозначных слов 1. Свежий (хлеб, журнал, ветер). 2. Лёгкий (труд, путь, ветер). (Чёрствый, старый, тёплый). (Тяжёлый, трудный, сильный).
Исправьте лексические недочёты, взятые из сочинений учащихся 1. Герасим был хороший, а барыня жестокая. 2. Эта речка не широкая, а мелкая. 3. Царевна была добрая, а царица плохая. 1. Царевна была добрая, а царица злая. 2. Герасим был хороший, а барыня плохая. 3. Эта речка не широкая, а узкая. Проверь:
Перепишите текст, заменяя антонимами все слова, у которых они есть Жил – был кролик. Рано утром он вышел из своего домика и отправился в путь. Через час он свернул влево, а ещё через час – вправо. Дело было зимой, и кролику стало холодно. Он шёл всё быстрее и быстрее. Впереди уже можно было разглядеть крышу кроличьего домика, а позади ещё виднелась лесная опушка и какие-то далёкие огоньки. Получился ли у вас текст, не лишённый смысла?
Подведём итоги Что такое антонимы? Какие части речи могут выступать в роли антонимов? Что нужно учитывать при подборе антонимов? Какова роль антонимов в речи?
Использованные материалы olu.ru/download/ /7e3a0679f 186ea98/ Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: Учеб.- метод. пособие. - М.: Дрофа, people.info/i ndex.php