Система работы по ранней профориентации в условиях ДОУ Пермь, 2011 г. НДОУ «Детский сад 138 ОАО «РЖД» Автор: Лазутина И.В., старший воспитатель НДОУ «Детский сад 138» ОАО «РЖД», г. Пермь
дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к железнодорожным профессиям; родители воспитанников работают на предприятиях ОАО «РЖД», а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей. Возможность работы по ранней профориентации обусловлена следующими факторами:
Основные пути реализация данной программы: формирование личности воспитанника с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей; выявление интересов и наклонностей детей; знакомство с ведущими ж/д профессиями, посещение ж/д предприятий; расширение деятельности уголков ж/д транспорта; проведение конкурсов детского творчества на ж/д тематику; издательская деятельность; организация переписки с детьми детских садов ж/д магистрали; распространение передового опыта среди детских садов ОАО «РЖД».
Важное направление деятельности нашего детского сада- работа по ранней профориентации на железнодорожные профессии и ознакомление с железнодорожной магистралью. Знакомя детей с профессией железнодорожника, педагоги организуют экскурсии на железную дорогу, в локомотивное депо, создают железнодорожные мини-музеи.
Наш детский сад является постоянным участником фестивалей детского творчества, ежегодно проводимых во Дворце культуры железнодорожников, где не раз занимал призовые места.
Наши дошколята с увлечением читают рассказы о железной дороге, заучивают стихи, поют песни, подражают в играх и выступлениях взрослым, воспроизводят их действиях, присваивая себе роли проводников, машинистов, работников вокзала и д.р.
В детском саду организуются занятия по изобразительной деятельности, на которых дети создают художественные работы на железнодорожную тематику. Работы детей принимаю участие в конкурсах, которые организует ОАО «РЖД» Работы наших дошколят вошли в сборник творческих работ школьников, посвященный российским железнодорожникам, «Железная дорога глазами детей».
Наши педагоги творчески подходят к дизайну групповых комнат, используя при оформлении родительских уголков, выставок детских рисунков железнодорожную тематику. В каждой возрастной группе оформлены: уголки железнодорожника; макеты поездов, вокзалов; фотовыставки «Мои родители- железнодорожники»; игрушки и поделки, рисунки детей; атрибуты для игры в «Железную дорогу»; рабочие инструменты и форма железнодорожников разных специальностей.
Литература: Блохина Е. В., Якунина Т. В. Программа «Железнодорожные традиции в воспитании дошкольников», 2008; Дошкольник и мир профессий: Железная дорога: Программа и методические рекомендации / М. А. Ковардакова, И. Ю. Стеклова и др. – М.: АРКТИ, 2010; Источники иллюстраций: Личный архив фотографий.