Портфолио учителя Автор: Провоторова Т.Н., заместитель директора по НМР 2010 ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ г. Москвы ГОУ СОШ «Школа здоровья» 384
Индивидуальный "портфель» достижений С немецкого портфель, папка, портфель С фанцузского бумажник, папка, портфель · portfolio - _n. (_pl. os ) 1> портфель 2> папка, "дело" 3> должность министра; minister without portfolio министр без портфеля 4> investment (или security) portfolio портфель ценных бумаг (банка и т.п.) 5> _attr. portfolio investments _ эк. портфельные инвестиции
Для чего нужно портфолио? С одной стороны портфолио учителя -необходимо администрации образовательных учреждений для мониторинга эффективности работы преподавателя, с другой, что более важно, – для самонаблюдения и самосовершенствования педагога.
Что такое портфолио учителя? Портфолио – одна из наиболее приближённых к реальному состоянию форм, которая ориентирует педагога на процесс самооценивания. С его помощью можно решить такую проблему, как аттестация учителя, когда педагогу необходимо осуществлять рефлексию и оценку собственной деятельности. Ведь, чтобы подтвердить уровень своего профессионализма, учителю приходится писать самоанализ за последние пять лет. Основанием для составления портфолио могут также послужить желание и умение учителя предложить свой положительный опыт для ознакомления и внедрения в педагогическую практику. Ведь не секрет, что в деятельности педагога приходит такой момент, когда ему есть чем поделиться с другими, и он желает делать это.
Цель:1. Проследить эволюцию профессиональной педагогической деятельности конкретного учителя. 2. Систематизировать учебные материалы и наработки для демонстрации работодателю. 3. Продемонстрировать достижения менее опытным коллегам. 4. Послужить основой для участия в конкурсных и грантовых программах. 5. Способствовать расширению методического диапазона образовательного учреждения
В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов: 1) это папка достижений, направленная на повышение собственной значимости учителя и отражающая его успехи (грамоты, дипломы, сертификаты детей и пр.); 2) рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития учителя, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и в качественном плане; в эту папку собираются статьи, эссе, анализ деятельности, видеокассеты, в общем, всё, что делалось в течение определённого срока (напр., года, нескольких лет); 3) проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции; 4) тематический, создаваемый в процессе работы по определённому проекту, теме, разделу; 5) методический, в котором помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога, и которые собраны или созданы им самим.
Какова же структура портфолио учителя? Есть ли общепринятая модель портфолио? Нет. Портфолио учителя очень индивидуально. И все же есть общие элементы, компоненты портфолио. Вот они: 1. Информация «от себя» – формулировка педагогической философии преподавателя (кредо), описание используемых методик, указание разрабатываемых дисциплин, представление образовательных целей и задач. 2. Информация «от других» – отзывы коллег, учеников, учебных программах, тестах, стиле проведения занятий, внеклассной деятельности и т.д. 3. Примеры учебных мероприятий – достиженияучеников, результаты научной работы учащихся, примеры эссе и т.д.
Принципы составления портфолио учителя 1. Объем портфолио учителя не должен превышать 8-10 страниц + приложение. 2. Портфолио учителя – это не воплощение успеха, а материал, отражающий все стороны его работы. Экспериментальная работа, даже не совсем удачная, может свидетельствовать об исследовательской натуре педагога. 3. Организация информации в портфолио педагога подчиняется двум основным правилам: последовательность и ясность. 4. Все заявленные педагогические умения подтверждаются примерами осуществленных преподавателем мероприятий. 5. Грамотно составленное портфолио учителя отвечает в первую очередь на вопрос «Как?», и только потом на вопрос «Что?».
Пример портфолио учителя в виде плана выглядит следующим образом: Раздел 1.«Общие сведения об учителе» личные данные, копия диплома о высшем образовании, копия удостоверения о повышении квалификации, копия удостоверения к медали, копии грамот, копии аттестационных листов и т.д. Раздел 2.«Результаты педагогической деятельности» итоговые результаты административных срезовых контрольных работ по окружных и городских по предмету за три года результаты сдачи выпускных экзаменов список выпускников, окончивших школу с золотой и серебряной медалью (за последние три года) список победителей интеллектуального марафона (за три года) список победителей олимпиад окружного и городского туров (за три года) список учащихся, поступивших в вузы (по предмету) Раздел 3. «Научно-методическая деятельность» пояснительная записка к программам список учебно-методического обеспечения перечень проведенных семинаров, «круглых столов», мастер-классов доклады на конференциях, педагогических советах, семинаpax результаты участия в профессиональных и творческих педагогических конкурсах тема самообразования, список литературы, изученной по данной теме, отчет по теме самообразования перечень публикаций развернутый план исследования в рамках творческой группы Раздел 4. «Внеурочная деятельность»
ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ г. Москвы ГОУ СОШ «Школа здоровья» 384 ПОРТФОЛИО Учителя_______________________________________ _____________ (предмет) ______________________________________________ ___________ (фамилия, имя, отчество) 2010
Образец оформления оглавления Стр. Раздел 1. «Общие сведения об учителе» личные данные копия диплома о высшем образовании копия удостоверения о повышении квалификации о копия удостоверения к медали «….» копия диплома кандидата педагогических наук копии грамот Раздел 2. «Результаты педагогической деятельности» итоговые результаты по русскому языку и литературе за три года результаты административных срезовых контрольных работ по русскому языку и литературе учащихся 5 а, 11 а,б классов результаты окружных и городских контрольных работ по русскому языку и литературе учащихся 5 а, 11 а,б классов результаты сдачи выпускных экзаменов список выпускников, окончивших школу с золотой и серебряной медалью (за последние три года) список победителей интеллектуального марафона (за три года) список победителей олимпиад окружного и городского туров (за три года) список учащихся, поступивших в вузы (по предмету) Раздел 3. «Научно-методическая деятельность» пояснительная записка к программам список учебно-методического обеспечения перечень проведенных семинаров, «круглых столов», мастер-классов доклады на конференциях, педагогических советах, семинаpax результаты участия в профессиональных и творческих педагогических конкурсах тема самообразования, список литературы, изученной по данной теме, отчет по теме самообразования перечень публикаций развернутый план исследования в рамках творческой группы Раздел 4. «Внеурочная деятельность»
Источники ru.wikipedia.org portfolio.1september.ru chelpro.ru/dotcom-professional