Муниципальное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» с/п «Романтик» Вологодской области Индивидуальный и дифференцированный подходы на занятиях объединения «Будущий первоклассник» (старший дошкольный возраст) Автор: Николаева Людмила Васильевна, педагог дополнительного образования
Индивидуальный подход в обучении Первичный сбор информации информация о социальных факторах, влияющих на личностное развитие ребёнка (социальный статус семьи, положение ребёнка в семье ). Методы: анкетирование родителей, беседа с родителями на организационном собрании, консультации после занятий.
Индивидуальный подход в обучении. Первичный сбор информации информация о биологических факторах развития индивидуальности ребёнка (сведения о перенесенных заболеваниях, противопоказаниях, общем развитии ребёнка) Методы: анализ сведений из медицинских справок (например, постановка на учёт к невропатологу, болезненность, астеничность ребенка – указывают на необходимость индивидуального подхода с особым темпом работы).
Индивидуальный подход в обучении Вторичный сбор информации 1. Проведение входной диагностики психологической готовности начального уровня развития познавательных процессов, развития школьных навыков (2-3 занятие). 2. Наблюдение за детьми в ходе непосредственной работы на занятии, перемене (период – в течении 2 недель).
Индивидуальный подход в обучении. Вторичный сбор информации приёмы работы: приём моделирования ситуаций приём анализа продуктов деятельности: аккуратность письма, развитие навыков рисования, штриховки как сопутствующей письму деятельности. наблюдение за ребёнком в свободной деятельности (перемена) и др.
Индивидуальный подход в обучении. Формы и методы учета индивидуальных особенностей в образовательном процессе: Учет возрастных особенностей через включение детей в игровую форму работы с использованием здоровьесберегающих технологий работы: физкультминутки, тренажеры и тд.
Индивидуальный подход в обучении. Формы и методы учета индивидуальных особенностей в образовательном процессе : Учёт творческого потенциала ребёнка (н-р, участие в мероприятиях в рамках недели семьи «Наши папы») Учет особенностей эмоциональной сферы ребёнка: (н-р, для тревожных детей снижение значимости ситуации оценки, вторичное проговаривание инструкции, индивидуальный темп работы).
Индивидуальный подход в обучении. Формы и методы учета индивидуальных особенностей в образовательном процессе: Учет особенностей когнитивной сферы ребёнка: использование способов получения знаний с учетом ведущей репрезентативной системы.
Индивидуальный подход в обучении. Формы и методы учета индивидуальных особенностей в образовательном процессе: Учет особенностей поведенческой сферы Приемы: 1. построение урока с учетом периода врабатываемости, чередования видов преподавания ( словесное – наглядное – самостоятельная работа) 2. приём эмоционального заражения для стимулирования мотивации детей («Кто у нас умеет делать то...то, кто сделает домашнее задание хорошо...)
3. прием опосредованной оценки с привлечением общественного мнения («Так поступать плохо») 4. использование эмоциональной разрядки на занятии («Можно пошуметь») 5. прием дополнительной стимуляции: похвала, поощрение, взаимооценка, самооценка.
Дифференцированный подход в обучении. Для более специализированного развития индивидуальных особенностей или оказания помощи ребёнку в адаптации к новым условиям обучения на занятии применяются приемы дифференцированного подхода: Обучение с разделением на группы по уровню усвоения материала (например, дифференциация сложности задания по группам) Индивидуализация домашних заданий (по объёму, по сложности, по творческой направленности)
Дифференцированный подход в обучении. приемы дифференцированного подхода Обучение с разделением на группы по уровню развития способностей ребёнка (например, индивидуальная работа или обучение других в роли взрослого). Обучение с учётом места обучающегося в нем, его возрастных особенностей (например, оказание помощи более младшему)
Список используемых источников Девина М.В. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в трудовом обучении: Сборник фестиваля «Открытый урок».- М.: ИД «Первое сентября»,