Архитектура и дизайн XX века Сталинский неоклассицизм Иван Жолтовский Автор Денисова И.Н. ГБОУ СПО Удомельский техникум ГБОУ СПО Удомельский техникум г. Удомля Тверской обл.
20-е годы XX века в послереволюционной России были временем экспериментов в литературе, живописи, театральном искусстве и в архитектуре. Стихи Маяковского, плакаты Родченко, постановки Мейерхольда, абстрактные полотна Малевича были поистине новым искусством, не знавшим аналогов в прошлом. 20-е годы XX века в послереволюционной России были временем экспериментов в литературе, живописи, театральном искусстве и в архитектуре. Стихи Маяковского, плакаты Родченко, постановки Мейерхольда, абстрактные полотна Малевича были поистине новым искусством, не знавшим аналогов в прошлом. Композиция Казимира Малевича
Однако в начале 30-х годов, в особенности с приходом к власти Сталина, постепенно совершается поворот от новаторского искусства к более традиционному, что совпало и с поворотом политики партии от интернационализма к национальному патриотизму. Однако в начале 30-х годов, в особенности с приходом к власти Сталина, постепенно совершается поворот от новаторского искусства к более традиционному, что совпало и с поворотом политики партии от интернационализма к национальному патриотизму. Скульптура на здании МГУ
В архитектуре многие проекты таких новаторов – конструктивистов, как братья Веснины, Константин Мельников, Эль Лисицкий и другие, были задвинуты в тень и так и не осуществлены, зато на передний план выдвинулись совсем другие архитекторы. В архитектуре многие проекты таких новаторов – конструктивистов, как братья Веснины, Константин Мельников, Эль Лисицкий и другие, были задвинуты в тень и так и не осуществлены, зато на передний план выдвинулись совсем другие архитекторы. Эль Лисицкий. Проект небоскреба на Никитской улице
Одним из архитекторов, к которому благоволил Сталин, был Иван Владиславович Жолтовский. Он родился 27 ноября 1867 года в Белоруссии, в городе Пинске. В двадцать лет юноша поступил в Петербургскую Академию художеств. Теоретические занятия в академии он совмещал с практической деятельностью – работал помощником у ряда крупных архитекторов. Поэтому только через одиннадцать лет он окончил академию и получил звание архитектора-художника. Одним из архитекторов, к которому благоволил Сталин, был Иван Владиславович Жолтовский. Он родился 27 ноября 1867 года в Белоруссии, в городе Пинске. В двадцать лет юноша поступил в Петербургскую Академию художеств. Теоретические занятия в академии он совмещал с практической деятельностью – работал помощником у ряда крупных архитекторов. Поэтому только через одиннадцать лет он окончил академию и получил звание архитектора-художника. Иван Жолтовский
Наконец, Жолтовский в 1898 году закончил свой дипломный проект «Народный дом» и получил звание архитектора- художника. По окончании Академии Жолтовский отправился в далекий сибирский Иркутск, где должен был работать, но остановился в Москве, где получил приглашение преподавать в Строгановском училище. Так, стечением обстоятельств, Жолтовский связал свою судьбу с Москвой, где и жил до конца своих дней. Наконец, Жолтовский в 1898 году закончил свой дипломный проект «Народный дом» и получил звание архитектора- художника. По окончании Академии Жолтовский отправился в далекий сибирский Иркутск, где должен был работать, но остановился в Москве, где получил приглашение преподавать в Строгановском училище. Так, стечением обстоятельств, Жолтовский связал свою судьбу с Москвой, где и жил до конца своих дней.
Здание Скакового общества В 1903 году Жолтовский, выиграл конкурс на постройку здания Скакового общества. В его версии классические мотивы получили новый, почти неузнаваемый характер. Это был первый образец того отличительного стиля Жолтовского, который он разрабатывал всю оставшуюся жизнь. В 1903 году Жолтовский, выиграл конкурс на постройку здания Скакового общества. В его версии классические мотивы получили новый, почти неузнаваемый характер. Это был первый образец того отличительного стиля Жолтовского, который он разрабатывал всю оставшуюся жизнь.
Начиная со студенческих лет, в перерывах между строительными сезонами Жолтовский много путешествовал по Европе, прежде всего по Италии, в которой бывал двадцать шесть раз. Этот итальянский опыт, к которому он обращался регулярно, много содействовал в дальнейшей его работе. Начиная со студенческих лет, в перерывах между строительными сезонами Жолтовский много путешествовал по Европе, прежде всего по Италии, в которой бывал двадцать шесть раз. Этот итальянский опыт, к которому он обращался регулярно, много содействовал в дальнейшей его работе. И. Жолтовский. Особняк Тарасова на Спиридоновке. Потолок.
Потолок особняка на Спиридоновке Жолтовский свободно владел итальянским, впрочем, и польским, и немецким, и латынью, что сильно выделяло его среди всех советских коллег- строителей. И, конечно же, колоссальным вкладом в развитие отечественной архитектурной теории и истории культуры стал его перевод «Четырех книг об архитектуре" Андреа Палладио на русский язык (издан в 1937) Жолтовский свободно владел итальянским, впрочем, и польским, и немецким, и латынью, что сильно выделяло его среди всех советских коллег- строителей. И, конечно же, колоссальным вкладом в развитие отечественной архитектурной теории и истории культуры стал его перевод «Четырех книг об архитектуре" Андреа Палладио на русский язык (издан в 1937)
Особняк Тарасова на Спиридоновке ( ) Даже у знающих людей особняк Тарасова вызывает культурный шок: он внешне, особенно со стороны улицы Спиридоновки, очень, даже слишком похож на палаццо Тьене в Виченце, построенное по проекту Андреа Палладио. Даже у знающих людей особняк Тарасова вызывает культурный шок: он внешне, особенно со стороны улицы Спиридоновки, очень, даже слишком похож на палаццо Тьене в Виченце, построенное по проекту Андреа Палладио.
Андреа Палладио Палаццо Тьене в Виченце
Однако Жолтовский вовсе не копировал здание Андреа Палладио. В палаццо Тьене верхняя часть более массивна, чем нижняя, Жолтовский же утяжелил как раз нижнюю часть, взяв пропорции у знаменитого Дворца дожей Венеции. Однако Жолтовский вовсе не копировал здание Андреа Палладио. В палаццо Тьене верхняя часть более массивна, чем нижняя, Жолтовский же утяжелил как раз нижнюю часть, взяв пропорции у знаменитого Дворца дожей Венеции. Палаццо Тьене
Жолтовский. Особняк Тарасова Вообще же особняк Тарасова несет на себе несомненные признаки стиля эпохи Возрождения: нижние этажи отделаны грубо околотым камнем – рустом, полуциркульные арочные окна, сложный карниз, использование коринфского ордера в колоннах и пилястрах. Вообще же особняк Тарасова несет на себе несомненные признаки стиля эпохи Возрождения: нижние этажи отделаны грубо околотым камнем – рустом, полуциркульные арочные окна, сложный карниз, использование коринфского ордера в колоннах и пилястрах.
Кессонный потолок в особняке Тарасова – типичный элемент архитектуры эпохи Возрождения
Внутренний дворик в особняке Тарасова тоже характерен для стиля эпохи Возрождения
Во Вспольном переулке, в Москве, находится ещё одна постройка И.В. Жолтовского. Это особняк Малича. Центральная часть выделена мезонином и колонным портиком. Но и здесь Жолтовский вводит ренессансный дробный карниз. Во Вспольном переулке, в Москве, находится ещё одна постройка И.В. Жолтовского. Это особняк Малича. Центральная часть выделена мезонином и колонным портиком. Но и здесь Жолтовский вводит ренессансный дробный карниз. ом этот числится под 21 по И. Жолтовский. Особняк Малича
Особняк Малича
Прототипом особняка Малича является Палаццо дель Капитано в Виченце
Еще раз образ Палаццо дель Капитано Жолтовский использовал в одном из самых знаменитых своих сооружений – доме на Моховой. Еще раз образ Палаццо дель Капитано Жолтовский использовал в одном из самых знаменитых своих сооружений – доме на Моховой. И. Жолтовский. Дом на Моховой
И. Жолтовский. Дом на Моховой Благодаря застеклению фасада круглые полуколонны с мощными коринфскими капителями кажутся свободно стоящей колоннадой. Центр фасада отмечен эффектной аркой. Благодаря застеклению фасада круглые полуколонны с мощными коринфскими капителями кажутся свободно стоящей колоннадой. Центр фасада отмечен эффектной аркой.
Обратите внимание на сложный карниз
И. Жолтовский. Дом на Моховой
Дом на Моховой Хорошо известны слова выдающегося архитектора Виктора Веснина, назвавшего дом на Моховой «гвоздем в гроб конструктивизма». Характерно, что конструктивист Веснин сразу обратил внимание на подчеркнутую изолированность дома на Моховой. Хорошо известны слова выдающегося архитектора Виктора Веснина, назвавшего дом на Моховой «гвоздем в гроб конструктивизма». Характерно, что конструктивист Веснин сразу обратил внимание на подчеркнутую изолированность дома на Моховой.
Дом на Моховой. Фрагмент Веснин говорил: «Дом Жолтовского, построенный на Моховой, не мог быть построен на улице Моховой. Иван Владиславович слишком большой художник, чтобы поставить этот дом на улице советской столицы, он должен был его отделить…» Веснин говорил: «Дом Жолтовского, построенный на Моховой, не мог быть построен на улице Моховой. Иван Владиславович слишком большой художник, чтобы поставить этот дом на улице советской столицы, он должен был его отделить…»
Дом на Моховой В доме на Моховой долгие годы размещалось Посольство США, в настоящее время здесь находится офис компании «Интурист». В доме на Моховой долгие годы размещалось Посольство США, в настоящее время здесь находится офис компании «Интурист».
И. Жолтовский. Дом на проспекте Мира Дом 184 по проспекту Мира строился в годах. К этому времени в архитектуре развернулась борьба с излишествами и вместо награды Жолтовскому досталась порция критики. Дом 184 по проспекту Мира строился в годах. К этому времени в архитектуре развернулась борьба с излишествами и вместо награды Жолтовскому досталась порция критики.
Дом на проспекте Мира На самом деле десятиэтажный дом на 270 квартир очень хорош и не случайно со временем был признан памятником архитектуры и взят под охрану государством. На самом деле десятиэтажный дом на 270 квартир очень хорош и не случайно со временем был признан памятником архитектуры и взят под охрану государством.
Дом на проспекте Мира Дом 184 по проспекту Мира строился как Дом Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ). Дом 184 по проспекту Мира строился как Дом Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ).
Жолтовский был мастером карниза, в карнизах он часто выражал половину того, что хотел сказать во всем здании. Посмотрите, карниз такой легкий, он «дышит». Ощущение, что ты находишься во Флоренции, прославившейся в средние века своими карнизными мастерскими. Жолтовский был мастером карниза, в карнизах он часто выражал половину того, что хотел сказать во всем здании. Посмотрите, карниз такой легкий, он «дышит». Ощущение, что ты находишься во Флоренции, прославившейся в средние века своими карнизными мастерскими. Дом на проспекте Мира
Как настоящий мастер, Жолтовский отделывал не только лицевую Как настоящий мастер, Жолтовский отделывал не только лицевую часть здания, но и его «изнанку». часть здания, но и его «изнанку».
Даже нижняя часть балкона по-своему нарядна. Даже нижняя часть балкона по-своему нарядна.
Дом на проспекте Мира. Фрагмент фасада
И. Жолтовский. Дом на Смоленской площади Дом 13/21 на Смоленской площади получил у москвичей название «дом с башенкой» и известен в первую очередь тем, что здесь находится вход в метро «Смоленская». Кстати, не всем известен тот факт, что изначально на запроектированную башенку деньги так и не были выделены и построил ее Жолтовский на свои средства. Дом 13/21 на Смоленской площади получил у москвичей название «дом с башенкой» и известен в первую очередь тем, что здесь находится вход в метро «Смоленская». Кстати, не всем известен тот факт, что изначально на запроектированную башенку деньги так и не были выделены и построил ее Жолтовский на свои средства.
Дом на Смоленской площади Современников поражало убранство подъездов с великолепными лестницами и изящными люстрами.. Современников поражало убранство подъездов с великолепными лестницами и изящными люстрами..
Вестибюли в сталинских домах задумывались как просторные помещения, в интерьере которых были предусмотрены кресло, журнальный столик и телефонный аппарат. Вестибюли в сталинских домах задумывались как просторные помещения, в интерьере которых были предусмотрены кресло, журнальный столик и телефонный аппарат.
Московский ипподром Новое здание Ипподрома построено по проекту И. В. Жолтовского в 1955 г. Главный вход украшен 8-колонным портиком и конными изваяниями. Новое здание Ипподрома построено по проекту И. В. Жолтовского в 1955 г. Главный вход украшен 8-колонным портиком и конными изваяниями.
Московский ипподром – одно из последних сооружений, построенное Московский ипподром – одно из последних сооружений, построенное И. Жолтовским. И. Жолтовским.
Список использованных материалов: Детская энциклопедия «Аванта +» Искусство том 2 Детская энциклопедия «Аванта +» Искусство том 2 Владимир Седов Особняк Тарасова в Москве Владимир Седов Особняк Тарасова в Москве Дмитрий Хмельницкий (Германия), доктор-инженер (кандидат наук), историк архитектуры Загадки Жолтовского spb.ru/index.php/component/content/article/ Дмитрий Хмельницкий (Германия), доктор-инженер (кандидат наук), историк архитектуры Загадки Жолтовского spb.ru/index.php/component/content/article/ http:// spb.ru/index.php/component/content/article/ http:// spb.ru/index.php/component/content/article/ Селим Хан-Магомедов Архитектура советского авангарда html Селим Хан-Магомедов Архитектура советского авангарда html html АННА ВИЗЕЛЬМАН. Дом на Моховой. Итальянский Ренессанс в советской Москве. АННА ВИЗЕЛЬМАН. Дом на Моховой. Итальянский Ренессанс в советской Москве. italyanskij-renessans-v-sovetskoj-moskve/ italyanskij-renessans-v-sovetskoj-moskve/ italyanskij-renessans-v-sovetskoj-moskve/ italyanskij-renessans-v-sovetskoj-moskve/