1. Вводная беседа или вводное слово учителя. 2. Образцовое чтение. 3. Чтение учениками текста про себя. 4. Коллективное членение на части, звенья, периоды. 5. Обучение чтению по частям, звеньям, периодам. 6. Комментарий к тексту звена. 7. Отработка звучания наиболее трудных для детей слов и выражений. 8. Повторное прослушивание всего текста. 9. Начитывание всего текста.
2. Воссоздать эстетическое своеобразие произведения 1. Преподнести учащимся раздумья, чувства, переживания, настроения автора содержательно убедительно просто искусноискренне доходчивозадушевно 3. Отражать особенности его художественной формы, жанра, стиля 4. Отразить личное отношение к исполняемому произведению
наличия природных задатков, наиболее важными из которых являются эмоциональная отзывчивость способность к словесному действию творческое воображениеживое воссоздание приятный голос речевой слух
- прочитать текст, обдумать его содержание; -представить себе изображаемую картину; -услышать звучание строки, фразы; -уловить их мелодичность; -обдумать авторскую позицию, его настроение; -определить характер произведения; -выбрать правильную интонацию; -осмыслить исполнительскую задачу;
умение управлять дыханием; умение правильно проанализировать текст; умение мысленно воссоздать образы, переданные автором; умение выбирать нужную интонацию; умение пользоваться логическими и психологическими паузами; умение правильно ставить фразовое и логическое ударение.
дыхание сила голоса интонация фразовое и логическое ударение темп и ритмтембр мимика и жесты логические и психологические паузы
отработать технику речи (дикция, дыхание, орфоэпическое произношение); помочь детям с большей или меньшей осознанностью овладеть основными средствами интонации; преодолеть те недостатки, которые связаны с нарушением модуляции голоса.
Подражание речи учителя Скороговорки Хоровое чтение Артикуляционная гимнастика Физминутки Работа над логическим ударением Чтение по ролям, драматизация текста Прослушивание грамзаписи Прием нотирования Участие в художественной самодеятельности
1. Артоболевский В.Г. Художественное чтение. - М.: Просвещение, Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников. -М.: Просвещение, Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: Интор, Джежелей О.В. Помогайка. - М.: Столетие, Оморокова М.И. Преодоление трудностей. - М.: Просвещение, Оморокова М.И. Совершенствование техники чтения у школьников. - М.АРКТИ, Романовская З.И. Чтение и развитие школьников на уроках литературы. - М.: Просвещение, 1994.