Тема: Роль методического кабинета в повышении методической компетентности преподавателей педагогического колледжа
Методическая компетентность – это системное образование знаний, умений, навыков педагога в области методики и оптимальное сочетание методов сознательного оперирования педагогическими средствами, необходимое для педагогической деятельности.
Показатели методической компетентности преподавателей грамотное определение диагностических целей обучения и воспитания (описание измеряемых параметров ожидаемого результата); обоснованный отбор содержания обучения и воспитания в контексте будущей профессиональной деятельности (научная и практическая значимость; соответствие сложности содержания реальным возможностям студентов, времени, отведенному на усвоение, наличие учебно-методической и материально- технической базы); структура содержания учебного материала, его информационная емкость и система смысловых связей между элементами; выявление уровней усвоения студентами изучаемого материала; система познавательных и практических задач для обучающихся разработанных на основе содержания профессиональных знаний; организационные формы, методы и средства индивидуальных, групповых и коллективных учебных занятий; Интерактивные технологии обучения, ориентированных на развитие творческих способностей обучаемого (мозговой штурм, ролевые деловые игры, дискуссии, тренинги); Организация педагогического взаимодействия преподавателя со студентами (создание коммуникативных ситуаций).
Педагогические кадры колледжа (80 преподавателей) Квалификационные категории преподавателей 2004/2005 учебный год 8-10 разряд – 16% 2 квалификационная категория – 18% 1 квалификационная категория – 9% Высшая квалификационная категория - 57 % 2008/2009 учебный год 0,5 2 квалификационная категория – 12% 1 квалификационная категория – 12,5% Высшая квалификационная категория - 75 %
Заслуженные и аспиранты Заслуженный артист – 1 Заслуженный учитель школы – 3 Заслуженный работник физической культуры и спорта – 1 Заслуженный работник культуры -1 Кандидаты педагогических наук – 3 Аспиранты - 14
Структурно-функциональная модель методической службы педагогического колледжа 6 Экспертная группа Научно- методи- ческий совет Группа монито- ринга Психологи Эксперимен- тальная лаборато- рия Методический кабинет Временные творческие коллективы Проблемные группы Педагогические мастерские Школа молодого педагога Предметные цикловые комиссии
Организационные формы работы с преподавателями по развитию методической компетентности Традиционные формы Методические объединения Самообразование Педагогические советы Школа передового опыта, мастер-класс Школа молодого преподавателя, стажировка Творческие группы Научно-практические конференции Проблемные семинары Открытые занятия Недели ПЦК
Инновационные формы Деловые и ролевые игры, решение педагогических ситуативных задач Тематические месячники, недели науки Экспериментальные площадки Предметные и проблемные объединения Семинары, практикумы, дискуссии, диспуты, научно- студенческие общества Конкурс преподавателей «Мои педагогические находки», конкурс председателей ПЦК «Уверенность, творчество, успех» Совместная методическая работа преподавателей с сотрудниками образовательных центров и научно- исследовательских институтов
Технологии обучения
Информационно - развивающие Цель – подготовка эрудированного специалиста, владеющего стройной системой знаний, обладающего большим запасом информации Методы: Лекционно-семинарские самостоятельное изучение литературы Программированное обучение Применение технических и электронных средств информации
Проблемно - поисковые Цель – подготовка специалиста, способного проблемно мыслить, видеть, формулировать проблемы, выбирать способы и средства для их решения Методы: Проблемные лекции Проблемные семинары Учебные дискуссии Поисковые лабораторные работы Учебно-исследовательская работа Организационно-деятельностные игры Коллективно-мыслительная деятельность (КМД) в малых и больших группах
Личностно - ориентированные Цель – формирование в процессе обучения активной личности, способной самостоятельно строить и корректировать свою учебно- познавательную деятельность Методы: Использование автоматизированных обучающих систем Самостоятельное проектирование студентом своего учебного процесса, своей образовательной траектории
Деятельностные Цель – подготовка профессионала – специалиста, обладающего запасом хорошо сформированных умений, способного квалифицированно решать профессиональные задачи Методы: Анализ производственных ситуаций Решение ситуационных задач Деловые игры «Погружение» в профессиональную деятельность Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе