История создания поэмы «Двенадцать» Автор: Королькова Людмила Александровна учитель русского языка и литературы МОУ «Некрасовская СОШ» Тверская область, Калининский район
Поэма была написана Блоком в январе 1918 года, почти через год после Февральской революции, и всего через два месяца после большевистского Октябрьского переворота.1918 года Октябрьского переворота
Поэма сочинялась единым духом, в послереволюционном, застывшем от холода Петрограде, в состоянии какого-то полубессознательного лихорадочного подъёма, всего за несколько дней, и на её окончательную доработку понадобился лишь один месяц. Закончив текст поэмы вчерне, непосредственно после легендарной финальной фразы«…в белом венчике из роз, впереди Иисус Христос…», Блок оставляет несколько сумбурную, но очень показательную реплику в своей записной книжке 1918 года, полностью посвящённой периоду поэмы «Двенадцать»:[1]финальной[1] Страшный шум, возрастающий во мне и вокруг. Этот шум слышал Гоголь(чтобы заглушить его призывы к семейному порядку и православию)…Гогольправославию Сегодня я гений. ( 29 января 1918, А.А.Блок, записные книжки).А.А.Блок
3 марта 3 марта по новому стилю поэма «Двенадцать» была опубликована, что показательно, в газете эсеров«Знамя труда», а в мае впервые вышла отдельной книгой. Вот что писал о тонком внутреннем настрое Блока художник Юрий Анненков, первый иллюстратор поэмы «Двенадцать», весьма тесно общавшийся с поэтом именно в этот год.эсеров Знамя труда Юрий Анненковиллюстратор «…В годах Блок, несомненно, был захвачен стихийной стороной революции. Мировой пожар казался ему целью, а не этапом. Мировой пожар не был для Блока даже символом разрушения: это был мировой оркестр народной души. Уличные самосуды представлялись ему более оправданными, чем судебное разбирательство. Ураган, неизменный спутник переворотов. И снова, и всегда Музыка. Музыка с большой буквы. Те, кто исполнен музыкой, услышат вздох всеобщей души, если не сегодня, то завтра,- говорил Блок ещё в 1909 году. В 1917 году Блоку почудилось, что он её услышал. В ом, повторив, что дух есть музыка, Блок говорил, что революция есть музыка, которую имеющий уши должен услышать, и заверял интеллигенцию: Всем телом, всем сердцем, всем сознанием слушайте революцию. Эта фраза была ровесницей поэмы Двенадцать.[3]1917 стихийнойреволюциисамосудыпереворотов Музыка 1909 годуинтеллигенцию[3] ( Ю.П.Анненков, «Воспоминания о Блоке»).
«Поэма Двенадцать, пробила брешь в широкую толпу, ту толпу, которая никогда раньше Блока не читала. Поэму Двенадцать эта толпа опознала по слуху, как родственную ей по своей словесной конструкции, словесной фонетике, которую вряд ли можно было тогда назвать книжной и которая скорее приближалась кчастушечной форме. Несмотря на наступившее творческое молчание поэта, его популярность, благодаря уличной фонетике Двенадцати, росла со дня на день».[19]фонетикечастушечной[19] ( Ю.П.Анненков, «Воспоминания о Блоке»).
Дом на углу Пряжки и Офицерской, виден балкон квартиры, где была написана поэма «Двенадцать».
Двенадцать (поэма). %e4%f6%e0%f2%fc_(%ef%ee%fd%ec%e0) %e4%f6%e0%f2%fc_(%ef%ee%fd%ec%e0) Блок А. – Двенадцать. Список используемых ресурсов: