ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Школа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
"Пейзаж в литературе, музыке, живописи" МОУ Москвинская ООШ Учитель Довбиш Н.И.
Advertisements

"Пейзаж в литературе, музыке, живописи" Интегрированный урок в 5-м классе, учитель Рахманкулова Елена Федоровна Муниципальное общеобразовательное учреждение.
Картинная живопись слова (урок обобщения по лирике в 5-ом классе )
Поэзия красок Работу выполнила учитель начальных классов МОУ гимназии 40, г. Калининград Клочко Г.Ф.
Пейзаж в литературе, музыке, живописи. Работа Калинина Дмитрия 8 "Б".
Тема урока: Времена года в поэзии И.А.Бунина, Времена года в поэзии И.А.Бунина, музыке П.И.Чайковского и живописи И.И.Левитана. Подготовила: Учитель русского.
Цели урока : 1.Этап индукции П.И.Чайковский «Времена года».«Апрель. Подснежник». Гонимы вешними лучами С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями.
Ранняя весна в произведениях мастеров разных видов искусства МОУ гимназия 1 имени А.С.Пушкина г. Томска, учитель начальных классов Субботина Л.И.
Весенние этюды. Этюд Музыкальный этюд – рисование образа с помощью музыкальных звуков Живописный этюд- рисование образа красками - Поэтический этюд Рисование.
Цель урока: 1. Научить писать сочинение- описание на материале непосредственных наблюдений. 2. Научиться правильно и последовательно излагать мысли, обобщать.
«Пока не было музыки, человеческий дух был не в состоянии представить себе образ прелестного, прекрасного, полного жизни». (И.В.Гёте)
Душа человека и ее отражение в литературе, изобразительном искусстве и музыке (интегрированный урок: литература - ИЗО,8 класс) Хомутовская О.Н. учитель.
«Весна в произведениях литературы, живописи, музыки» (7-8 класс) Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Черемшанский лицей» Фролова Т.В.
Времена года в музыке. Тихо, тихо сядем рядом – Тихо, тихо сядем рядом – Входит музыка в наш дом Входит музыка в наш дом В удивительном наряде, В удивительном.
Пейзажные зарисовки Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле.
Презентация к уроку по литературе по теме: Пейзаж в литературе, музыке, живописи
Презентация к уроку литературы для 6-8 классов на тему: «Весна в лирике русских поэтов» Выполнил автор: Борискина Галина Георгиевна, учитель русского языка.
Пейзаж родной земли Каждый народ любит природу родной страны. О её красоте поют песни, пишут стихи и картины… Самая красивая для человека природа там,
Урок литературы, 7 класс Ермак И.В., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с.Воскресенское, Воскресенского района, Саратовской области»
Творческий диктант по картине К.Ф.Юона "Конец зимы. Полдень."
Транксрипт:

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья» 384 Весенняя природа в музыке, живописи, литературе. Авторы: Артамкина Н.М. Авторы: Артамкина Н.М. Дацова Н.Г. Дацова Н.Г. Фролова Л.И. Фролова Л.И.2010

Цели и задачи: - познакомить учащихся с стихотворением И.Бунина, картинами И.Левитана, музыкой А.Вивальди, П.И.Чайковского, Э.Грига; - расширить знания о художественно-выразительных средствах; - стимулировать развитие творческих способностей пятиклассников; -воспитывать чувство восхищения прекрасным; -показать неразрывную связь музыки с литературой и живописью. Используемое оборудование: Проектор, компьютер, синтезатор, авторская презентация урока, фрагменты музыкальных произведений П. И. Чайковского Подснежник, А.Рамирес «Мелодия», А. Вивальди "Весна", Э.Грига «Утро»; иллюстрации картин И. И. Левитана Март, «Весна -– большая вода».

АНТОНИО ВИВАЛЬДИ - ВРЕМЕНА ГОДА

Нет, не пейзаж влечет меня, Не краски я стремлюсь подметить, Не краски я стремлюсь подметить, А то, что в этих красках светит: А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия, Любовь и радость бытия, Она повсюду разлита… Она повсюду разлита… Она везде, где красота… Она везде, где красота… И.Бунин. И.Бунин.

Все виды искусства волнуют сердца людей, пробуждают в них самые лучшие чувства. И каждый вид искусства делает это своим языком. И каждый вид искусства делает это своим языком. Живопись рисует образ линией и красками, Живопись рисует образ линией и красками, музыка – звуком, музыка – звуком, литература – словом. литература – словом. Тема нашего урока «Весенняя природа в литературе, музыке, живописи". Тема нашего урока «Весенняя природа в литературе, музыке, живописи".

- А что такое природа? - А что такое природа? - Ребята! Всякое время года интересно. Великолепно весеннее пробуждение природы, любимо всеми солнечное лето, очаровательна пестрая осень, прекрасен сон природы зимой... - Ребята! Всякое время года интересно. Великолепно весеннее пробуждение природы, любимо всеми солнечное лето, очаровательна пестрая осень, прекрасен сон природы зимой... -Какое время года сейчас по календарю? (Весна.) -Какое время года сейчас по календарю? (Весна.)

Так встречали весну на Руси.

Приход весны от велика до мала Приветствуют пичуги громогласно Зефирам вторят ручейков хоралы, Звучащие и нежно и согласно. Приход весны от велика до мала Приветствуют пичуги громогласно Зефирам вторят ручейков хоралы, Звучащие и нежно и согласно.

Какие первые цветы вы знаете?

- А знаете ли вы, почему нас так называют и символом чего мы являемся? - А знаете ли вы, почему нас так называют и символом чего мы являемся? «Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег и Еве было холодно. Тогда, желая согреть ее своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев это, Ева повеселела, и сразу ожила надежда. С тех пор мы, подснежники, стали символом надежды и любви.» «Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег и Еве было холодно. Тогда, желая согреть ее своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев это, Ева повеселела, и сразу ожила надежда. С тех пор мы, подснежники, стали символом надежды и любви.»

Да, подснежник – это первый весенний цветок, настолько нежный и красивый, что вдохновил на создание музыкального произведения русского композитора П. И. Чайковского. Мы с вами знаем, что каждая пьеса имеет название и поэтический эпиграф. Да, подснежник – это первый весенний цветок, настолько нежный и красивый, что вдохновил на создание музыкального произведения русского композитора П. И. Чайковского. Мы с вами знаем, что каждая пьеса имеет название и поэтический эпиграф.

Петр Ильич Чайковский ( г.)...Какое волшебство наша весна своею внезапностью, своей роскошной силой! Как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какою любовью приветствуешь зелёную травку! Как радуешься прилёту грачей и за ними жаворонков и других заморских лётных гостей!

Эпиграфом к музыкальной пьесе Подснежник Чайковский выбрал строки поэта 19 в. А. Н. Майкова Голубенький, чистый подснежник цветок, А подле сквозистый – подснежник цветок, А подле сквозистый – последний снежок. Последние слезы последний снежок. Последние слезы о горе былом. И первые грезы И первые грезы о счастье ином. о счастье ином.

Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту родной природы. А художники, композиторы помогают нам в этом, учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий мир, в природу. Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту родной природы. А художники, композиторы помогают нам в этом, учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий мир, в природу.

Созвучно такому восприятию весны стихотворение И.А. Бунина Бушует полая вода.... Бушует полая вода, Бушует полая вода, Шумит и глухо, и протяжно. Шумит и глухо, и протяжно. Грачей пролетные стада Грачей пролетные стада Кричат и весело, и важно. Кричат и весело, и важно. Дымятся черные бугры, Дымятся черные бугры, И утром в воздухе нагретом И утром в воздухе нагретом Густые белые пары Густые белые пары Напоены теплом и светом. Напоены теплом и светом. А в полдень лужи под окном А в полдень лужи под окном Так разливаются и блещут, Так разливаются и блещут, Что ярким солнечным пятном Что ярким солнечным пятном По залу «зайчики» трепещут. По залу «зайчики» трепещут. Меж круглых рыхлых облаков Меж круглых рыхлых облаков Невинно небо голубеет, Невинно небо голубеет, И солнце ласковое греет И солнце ласковое греет В затишье гумен и дворов. В затишье гумен и дворов. Весна, весна! И все ей радо. Весна, весна! И все ей радо. Как в забытьи каком стоишь Как в забытьи каком стоишь И слышишь свежий запах сада И слышишь свежий запах сада И теплый запах талых крыш. И теплый запах талых крыш. Кругом вода журчит, сверкает, Кругом вода журчит, сверкает, Крик петухов звучит порой, Крик петухов звучит порой, А ветер, мягкий и сырой, А ветер, мягкий и сырой, Глаза тихонько закрывает. Глаза тихонько закрывает.

Понаблюдаем за красками, звуками, запахами и «живописными словам», которыми наполнено стихотворение "Бушует полая вода...". - Найдите слова и выражения, обозначающие цвета, краски, которые встретились в стихотворении. - Найдите слова и выражения, обозначающие цвета, краски, которые встретились в стихотворении.Краски: «дымятся черные бугры», « белые пары», «лужи блещут»,«ярким солнечным пятном», «небо голубеет», «вода сверкает». - Какими звуками наполнено стихотворение И. Бунина? - Какими звуками наполнено стихотворение И. Бунина? Звуки: «вода шумит, бушует», «кричат стада грачей весело и важно», «вода журчит», «затишье гумен и дворов», «крик петухов». «вода шумит, бушует», «кричат стада грачей весело и важно», «вода журчит», «затишье гумен и дворов», «крик петухов».

- Какие запахи мы можем почувствовать? - Какие запахи мы можем почувствовать? Запахи: «пахнет сыростью», «день свеж», «воздух нагрет», «свежий запах сада», «теплый запах талых крыш». «пахнет сыростью», «день свеж», «воздух нагрет», «свежий запах сада», «теплый запах талых крыш». - Выберите "живописные слова" и выражения, которые помогли вам лучше увидеть, услышать, почувствовать картины нашей Родины, дорогой сердцу Бунина России. "Живописные слова": "Живописные слова": «ветер, мягкий и сырой, глаза тихонько закрывает», «зайчики» трепещут», « напоены теплом и светом», «рыхлые облака», «невинно небо», «солнце ласковое», «в забытьи стоишь», «ветер глаза закрывает». «ветер, мягкий и сырой, глаза тихонько закрывает», «зайчики» трепещут», « напоены теплом и светом», «рыхлые облака», «невинно небо», «солнце ласковое», «в забытьи стоишь», «ветер глаза закрывает».

- О чем это стихотворение? - О чем это стихотворение? - Что вас удивило и обрадовало в этом стихотворении? - Что вас удивило и обрадовало в этом стихотворении? - Какой видит поэт свою Родину и чем она дорога ему? - Какой видит поэт свою Родину и чем она дорога ему?

Иван Алексеевич Бунин. А.А. Блок говорил: Так знать и любить природу, как умеет Бунин, - мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые его впечатления богаты. А.А. Блок говорил: Так знать и любить природу, как умеет Бунин, - мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые его впечатления богаты. Это чувство невероятного единения с родной землёй выразилось в стихотворении 16-летнего Бунина Это чувство невероятного единения с родной землёй выразилось в стихотворении 16-летнего Бунина Ты раскрой мне, природа, объятья, Чтоб я слился с красою твоей! Ты раскрой мне, природа, объятья, Чтоб я слился с красою твоей!

« Весна большая вода» - Какие чувства пробуждает в нас эта картина? - Какие чувства пробуждает в нас эта картина? - Что изображено на картине? - Какие краски мы увидели? - Какие краски мы увидели? И.И.Левитан. И.И.Левитан.

- Насколько перекликаются настроения стихотворения, музыкальной пьесы и картины Левитана Весна- большая вода! Что в них общего? - Насколько перекликаются настроения стихотворения, музыкальной пьесы и картины Левитана Весна- большая вода! Что в них общего? - Настроения радости, так как происходит пробуждении природы. - Настроения радости, так как происходит пробуждении природы. - Не правда ли, на нас сразу повеяло весной? - Не правда ли, на нас сразу повеяло весной? Левитан любил природу и умел ее показать так, что мы ощущаем ее поэтическую красоту. Левитан любил природу и умел ее показать так, что мы ощущаем ее поэтическую красоту.

Исаак Ильич ЛЕВИТАН ( ) С ранних лет он любил бродить по полям и С ранних лет он любил бродить по полям и лесам, а когда наступала весна, совершенно преображался и суетился, волновался, его тянуло за город. «Воображаю, «Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси – реки разлились, оживает всё. Нет лучше страны, реки разлились, оживает всё. Нет лучше страны, чем Россия....

Ребята, а теперь нам пора в творческую мастерскую. Но перед этим наберемся сил. Ребята, а теперь нам пора в творческую мастерскую. Но перед этим наберемся сил.

Все движения разминки повторяем без запинки! Все движения разминки повторяем без запинки! Эй! Попрыгали на месте. Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эх! Руками машем вместе. Эхе - хе! Прогнули спинки, Эхе - хе! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки. Посмотрели на ботинки. Эге – ге! Нагнулись ниже Эге – ге! Нагнулись ниже Наклонились к полу ближе. Наклонились к полу ближе. Повертись на месте ловко. Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка. В этом нам нужна сноровка. Что, понравилось, дружок? Что, понравилось, дружок? Завтра будет вновь урок! Завтра будет вновь урок! Глазки вверх поднимем мы - улыбнемся. Глазки вниз опустим мы - улыбнемся. Глазки влево повернём - улыбнёмся. Глазки вправо повернём- И работать мы начнём. Глазки вверх поднимем мы - улыбнемся. Глазки вниз опустим мы - улыбнемся. Глазки влево повернём - улыбнёмся. Глазки вправо повернём- И работать мы начнём.

Попытайтесь передать в рисунках свое отношение к услышанным стихам и музыке. Хочется, чтобы вы поняли, как непросто создать произведение искусства.

-Так что же помогает нам увидеть и услышать красоту природы в произведениях искусства? Художественно-выразительные средства (эпитеты, олицетворения), ритм и рифма, музыкальные интонации, темп, тембр. Художественно-выразительные средства (эпитеты, олицетворения), ритм и рифма, музыкальные интонации, темп, тембр.

- Что же, по-вашему, объединяет композиторов, художников и поэтов в создании произведений искусства? - Что же, по-вашему, объединяет композиторов, художников и поэтов в создании произведений искусства? -Умение видеть и чувствовать красоту природы и самого ее поэтичного времени года - весны. Не случайно и поэтов, и писателей, и композиторов, и художников называют одинаково - Художниками, Творцами. -Умение видеть и чувствовать красоту природы и самого ее поэтичного времени года - весны. Не случайно и поэтов, и писателей, и композиторов, и художников называют одинаково - Художниками, Творцами.

И.Л.Левитан «Март»

И.Левитан. «Озеро. Русь»

Домашнее задание: Ребята, прослушайте музыкальный фрагмент из телепередачи «В мире животных» А.Рамирес «Мелодия», и вы дома должны нарисовать свою картину о природе. Домашнее задание: Ребята, прослушайте музыкальный фрагмент из телепередачи «В мире животных» А.Рамирес «Мелодия», и вы дома должны нарисовать свою картину о природе. Подберите стихотворения о весне и загадки. Подберите стихотворения о весне и загадки.

Радость пробуждения природы, пронизывающая произведения великих мастеров, вызывает непередаваемый душевный отклик, ощущение сопричастности этой вечной красоте земли. Лишь соприкоснувшись с природой - нерукотворной красотой, созданной «высшими силами», переданной гениальными ее «певцами»: Буниным, Чайковским, Левитаном, понимаешь, что природа вечна, а человек смертен! Лишь его душа незримыми, неосязаемыми нитями связана с вечностью, с прошлым и будущим.

Источники: ru.wikipedia.org/wiki/Весна nature-photographing.com classic.chubrik.ru/Vivaldi/ ru.wikipedia.org/wiki/Чайковский