Автор Денисова И.Н. Автор Денисова И.Н. ГБОУ НПО ПУ-1 ГБОУ НПО ПУ-1 г.Удомля Тверской обл. г.Удомля Тверской обл. Русский модерн Федор Осипович Шехтель
Федор Осипович Шехтель (1859 – 1926) Родился в Саратове в семье обрусевшего немца. После смерти отца семейство перебралось в Москву, где мать служила экономкой в доме собирателя живописи П.М.Третьякова.
Первая самостоятельная работа Ф.Шехтеля – особняк З.Г.Морозовой
. Западное Средневековье с налётом романтической фантастики доминирует в первой крупной самостоятельной работе Шехтеля особняке З. Г. Морозовой на Спиридоновке (1893). Западное Средневековье с налётом романтической фантастики доминирует в первой крупной самостоятельной работе Шехтеля особняке З. Г. Морозовой на Спиридоновке (1893)
Заказчиком особняка выступил известный промышленник и меценат Савва Морозов. Однако строился особняк исключительно по капризу его жены Зинаиды, которая денег мужа не считала и слухи о роскошестве особняка быстро облетели всю Москву Заказчиком особняка выступил известный промышленник и меценат Савва Морозов. Однако строился особняк исключительно по капризу его жены Зинаиды, которая денег мужа не считала и слухи о роскошестве особняка быстро облетели всю Москву
Позже, уже после смерти мужа Зинаида продала особняк Рябушинским, говорила, что дух Саввы не дает ей житья в этом доме и что якобы по ночам в кабинете Морозова перемещаются предметы на столе, слышатся его покашливания и шаркающая походка.. Позже, уже после смерти мужа Зинаида продала особняк Рябушинским, говорила, что дух Саввы не дает ей житья в этом доме и что якобы по ночам в кабинете Морозова перемещаются предметы на столе, слышатся его покашливания и шаркающая походка..
Потрясающий фантазёр и большой экспериментатор, Федор Осипович Шехтель был самым ярким и плодовитым мастером стиля модерн в России
Не случайно именно ему было поручено перестроить здание для одного из самых передовых театров того времени – Московского Художественного театра (МХТ)
Здание МХТ был переделано Шехтелем почти бесплатно
Панно над одним из входов в театр было заказано скульптору Анне Голубкиной Это панно стало символом Художественного театра, лаконичным выражением программы его создателей, "плывущих" в бурном море человеческих взаимоотношений и стремящихся к правдивому отражению событий, происходящих в реальной жизни.
Московские знаменитости с удовольствием давали ему заказы, а построенные им здания во многом определили внешний вид старой Москвы. Московские знаменитости с удовольствием давали ему заказы, а построенные им здания во многом определили внешний вид старой Москвы.
. Промышленники и банкиры стремились показать себя не только хозяевами жизни, но и высокообразованны ми людьми, шагающими в ногу со временем.. Промышленники и банкиры стремились показать себя не только хозяевами жизни, но и высокообразованны ми людьми, шагающими в ногу со временем.
Особняк Рябушинского Степан Павлович Рябушинский вошёл в историю не только как предприниматель и меценат, но и как учёный и коллекционер, собиравший иконы. Одним из первых он начал реставрировать иконы и доказал их художественно- историческую значимость
Каждый фасад особняка Рябушинского имеет неповторимый облик. Окна неправильной формы и разного размера. Каждый фасад особняка Рябушинского имеет неповторимый облик. Окна неправильной формы и разного размера.
Оконные переплеты и рамы изгибаются, подобно волнам. Оконные переплеты и рамы изгибаются, подобно волнам.
Ни одно окно не повторяется
На каждом фасаде свое крыльцо, они тоже имеют сложную неповторимую форму. На каждом фасаде свое крыльцо, они тоже имеют сложную неповторимую форму.
Орнамент решетки представляет собой спирали
Спираль – декоративный мотив, характерный для стиля модерн
Нежно-желтые стены с розовыми вставками украшены мозаичным панно. Нежно-желтые стены с розовыми вставками украшены мозаичным панно.
На туманно-голубом фоне изображены ирисы
Архитектор лично каждый день ходил на цветочный рынок за свежими цветами, делая все новые и новые наброски будущего панно. Архитектор лично каждый день ходил на цветочный рынок за свежими цветами, делая все новые и новые наброски будущего панно.
Этот особняк считается классическим образцом стиля модерн
Богатая фантазия позволила автору создать здание, неповторимое по своей красоте
После 1917 года особняк Рябушинских перешёл во владение города и принадлежал Максиму Горькому. После 1917 года особняк Рябушинских перешёл во владение города и принадлежал Максиму Горькому.
Музей писателя и теперь находится в этом здании
Однако Максим Горький не любил этот дом. Уникальные витражи, паркет из ценных пород дерева, живописные потолки, роскошные люстры, лепнина дом на Малой Никитской не соответствовал вкусам писателя из народа. Однако Максим Горький не любил этот дом. Уникальные витражи, паркет из ценных пород дерева, живописные потолки, роскошные люстры, лепнина дом на Малой Никитской не соответствовал вкусам писателя из народа.
Горький не раз говорил о нём: «Величаво, грандиозно, улыбнуться не на что». Горький прожил в этом доме всю оставшуюся жизнь, до 1936 года. Горький не раз говорил о нём: «Величаво, грандиозно, улыбнуться не на что». Горький прожил в этом доме всю оставшуюся жизнь, до 1936 года.
Цветочный и подводный мир В декорации дома – как внешней, так и внутренней –две главные темы:
В интерьере все помещения группируются вокруг главной лестницы, даже не лестницы, а зеленоватой волны из мрамора, из которой выплывает медуза- светильник В интерьере все помещения группируются вокруг главной лестницы, даже не лестницы, а зеленоватой волны из мрамора, из которой выплывает медуза- светильник
Растительный мир: витражи с пейзажами, цветами, тонкая деревянная резьба - необычные растения, и лепнина потолка библиотеки - фантазийные водные растения Растительный мир: витражи с пейзажами, цветами, тонкая деревянная резьба - необычные растения, и лепнина потолка библиотеки - фантазийные водные растения
Библиотека в особняке
Двери, ручки, плафоны дома – это водоросли, ракушки, морские коньки, черепахи
. Весь этот мир живет, развивается на наших глазах: рядом с морской пучиной - борьба змей и растений (колонна), среди окон-пейзажей - витражи-дожди.. Весь этот мир живет, развивается на наших глазах: рядом с морской пучиной - борьба змей и растений (колонна), среди окон-пейзажей - витражи-дожди.
С годами интерьеры были частично изменены, даже вход в особняк сегодня расположен с другой стороны (главный закрыт).
В шехтелевских постройках здание превращалось в драгоценную шкатулку, умело украшенную гениальным декоратором. В шехтелевских постройках здание превращалось в драгоценную шкатулку, умело украшенную гениальным декоратором.
Особняк Смирнова Особняк Смирнова перестраивался в стиле «модерн» одновременно с особняком Зинаиды Морозовой на Спиридоновке. Шехтель не только готовил проект, но и контролировал строительство, лично сдавал объект заказчику. Особняк Смирнова перестраивался в стиле «модерн» одновременно с особняком Зинаиды Морозовой на Спиридоновке. Шехтель не только готовил проект, но и контролировал строительство, лично сдавал объект заказчику.
Особняк Смирнова Петр Петрович Смирнов (1868 – 1910 гг.) – директор торгового дома «П. А. Смирнов в Москве» Петр Петрович Смирнов (1868 – 1910 гг.) – директор торгового дома «П. А. Смирнов в Москве»
Романский зал
Романский зал детали
Люстра в зале трофейная. Ее привез из Германии военный прокурор Москвы. Она выполнена в «югендстиле» (так назывался модерн в Швеции, Финляндии и Германии) и настолько гармонична интерьеру, что кажется была здесь всегда. Люстра в зале трофейная. Ее привез из Германии военный прокурор Москвы. Она выполнена в «югендстиле» (так назывался модерн в Швеции, Финляндии и Германии) и настолько гармонична интерьеру, что кажется была здесь всегда. Романский зал
Барельеф камина В романском зале сделан из гипса и оформлен многофигурной сценой рыцарской битвы. Барельеф камина В романском зале сделан из гипса и оформлен многофигурной сценой рыцарской битвы.
Витраж, изображающий виноград, созвучен интерьеру стилистически. Он создает в зале полумрак, в котором остальные детали интерьера звучат таинственно, кажутся не вполне реальными, сказочными – такими, ками мы и представляем себе ту очень далекую эпоху. Витраж, изображающий виноград, созвучен интерьеру стилистически. Он создает в зале полумрак, в котором остальные детали интерьера звучат таинственно, кажутся не вполне реальными, сказочными – такими, ками мы и представляем себе ту очень далекую эпоху.
Напротив окна с витражом, в противоположной части зала, находится арка со стилизованными романскими колоннами. Над ней на фоне орнамента в виде кедровых веток расположены пять медальонов с изображениями сказочных зверей. Напротив окна с витражом, в противоположной части зала, находится арка со стилизованными романскими колоннами. Над ней на фоне орнамента в виде кедровых веток расположены пять медальонов с изображениями сказочных зверей.
Над аркой прохода в другую часть здания находится скульптурная консоль, изображающая «Битву дракона и собаки»
Далее следует череда непохожих друг на друга залов-декораций. Самый большой решен в египетском стиле.
Он перекрыт куполом, в центре которого – изображение солнечного диска
Парадная анфилада дома, словно ряд театральных декораций, позволяющих путешествовать по историческим эпохам. Парадная анфилада дома, словно ряд театральных декораций, позволяющих путешествовать по историческим эпохам.
Классический зал
Перестройка вокзала была проведена в годах, автором нового облика здания вокзала стал Ф.О.Шехтель. При перестройке фасада архитектор широко использовал стилизацию форм деревянных церквей и жилых домов русского Севера. Причем Шехтель сделал это гротескно и образно. Перестройка вокзала была проведена в годах, автором нового облика здания вокзала стал Ф.О.Шехтель. При перестройке фасада архитектор широко использовал стилизацию форм деревянных церквей и жилых домов русского Севера. Причем Шехтель сделал это гротескно и образно. Ярославский вокзал
Сложный силуэт, динамическая асимметрия композиции, нарядное цветное керамическое убранство фасадов, сюжеты лепнины - все призвано напомнить зрителю об историческом прошлом, природной красоте и сказочных богатствах Севера Сложный силуэт, динамическая асимметрия композиции, нарядное цветное керамическое убранство фасадов, сюжеты лепнины - все призвано напомнить зрителю об историческом прошлом, природной красоте и сказочных богатствах Севера Ярославский вокзал
Еще издали обращает на себя внимание выразительный силуэт вокзала с изящной шатровой башенкой и мощным четырехскатным гребнем над главным входом. Еще издали обращает на себя внимание выразительный силуэт вокзала с изящной шатровой башенкой и мощным четырехскатным гребнем над главным входом.
Последние годы Шехтель провел у своей дочери Веры Тонковой, в комнатке на Малой Дмитровке. (Артист Вадим Сергеевич Тонков, всем еще памятный в образе старушки Вероники Маврикиевны, приходился Шехтелю родным внуком.) Умер Шехтель в Москве 7 июля 1926 года и упокоился на Ваганьковском кладбище. Позднее его именем была названа малая планета.. Последние годы Шехтель провел у своей дочери Веры Тонковой, в комнатке на Малой Дмитровке. (Артист Вадим Сергеевич Тонков, всем еще памятный в образе старушки Вероники Маврикиевны, приходился Шехтелю родным внуком.) Умер Шехтель в Москве 7 июля 1926 года и упокоился на Ваганьковском кладбище. Позднее его именем была названа малая планета..
Использованные материалы Детская энциклопедия Аванта + Искусство том 2 Детская энциклопедия Аванта + Искусство том 2 um/161615/?p=1 um/161615/?p=1 um/161615/?p=1 um/161615/?p=1 um/84897/ um/84897/ um/84897/ um/84897/ ukraina.livejournal.com/ html ukraina.livejournal.com/ html ukraina.livejournal.com/ html ukraina.livejournal.com/ html