«Ты должен хорошо учиться!» «Ты должен думать о будущем!» «Ты должен уважать старших!» «Ты должен слушаться учителей и родителей!»
«Ты можешь...» «Ты имеешь право...» «Тебе интересно...»
«Я могу тебя наказать...» «У меня есть полное право...» «Я знаю, что делать...» «Я старше и умнее...».
«Ты должен хорошо учиться!» «Ты должен думать о будущем!» «Ты должен уважать старших!» «Ты должен слушаться учителей и родителей!»
«Я уверен, что ты можешь хорошо учиться» «Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?» «Ты знаешь: уважение к старшим это элемент общей культуры человека». «Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться».
Если вы задаете вопрос, то подождите, когда ваш собеседник ответит на него. Если вы высказываете свою точку зрения, то поощряйте ученика в том, чтобы он высказал к ней свое отношение. Если вы не согласны, формулируйте аргументы и поощряйте поиск таковых самим учеником. Делайте паузы во время беседы. Не разрешайте себе захватывать все «коммуникативное пространство». Чаще смотрите в лицо школьнику, своему собеседнику. Чаще повторяйте фразы: «Как ты сам думаешь?», «Мне интересно твое мнение», «Почему ты молчишь?», «Ты не согласен со мной? Почему?», «Докажи, что я неправ!»
Сознание и нравственная ответственность перед родителями учащихся за результаты обучения и воспитания. Поиск контактов с родителями учащихся и осознание своей ответственности за организацию такого сотрудничества. Недопущение оскорбления родительских чувств необоснованной оценкой способностей, успеваемости и поведения детей. Повышение авторитета родителей в глазах детей, умение оценить и показать детям наиболее значимые качества их родителей. Тактичное предъявление необходимых требований к родителям с целью улучшения воспитания детей и совершенствования педагогических взглядов их родителей, но без перекладывания на них своих обязанностей.
Вести себя психологически грамотно. Не отталкивать, а привлекать к сотрудничеству. Развивать в себе стремление к равной позиции с родителями. Показать родителю свою любовь по отношению к его ребенку: отмечать положительные стороны в характере ребенка; родители детей должны видеть дружелюбные глаза учителя. Не стремиться во что бы то ни стало отстоять собственную позицию.
Обсуждать проблему, а не личные качества ученика. Мы вместе против проблемы, а не против друг друга. Избежать противоречия и конфронтации. Удержаться самим и удержать родителей от упреков и обвинений. Удачно сформулировать проблему воспитания, чтобы родители приняли вашу формулировку и обсуждать совместные действия