МОУ «Средняя общеобразовательная школа 19 » г.Вольска Учитель начальных классов высшей категории Погодина С.С.
Экскурсия как форма экологического воспитания младших школьников.
Экскурсия – это форма организации учебно-воспитательного процесса позволяет проводить наблюдения, а также непосредственно изучать различные предметы, явления. имеет большое познавательное и воспитательное значение. конкретизирует, углубляет, расширяет знания учащихся. проверяет на практике многие теоретические знания.
Задача – донести до ума и сердец младших школьников, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья, природы и человека.
Для решения задач экологического образования в начальных классах на межпредметном уровне необходимо: 1. формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека; 2. развитие учения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности; 3. обучение младших школьников методом познания окружающего мира; воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека.
Экскурсии бывают вводными, текущими и обобщающими На вводных экскурсиях учащиеся получают общее представление об изучаемом материале, задания по наблюдению на всю тему, проводят кратковременные наблюдения. Текущие экскурсии предполагают знакомство с конкретными объектами или явлениями в самой природе. Обобщающие экскурсии проводятся в конце изучения темы или части её и предполагают конкретизацию, систематизацию и обобщение изученного материала.
Планируя ход экскурсии, учитель должен предусмотреть такие элементы: - краткое вступительное слово учителя - самостоятельная работа учащихся - форма отчётности школьников - проверка выполнения самостоятельной работы -обобщающая беседа
Правила поведения в природе: На экскурсию идём, Входим в лес, ребята, тихо Снаряжение несём Чтоб зверушек не пугать. Можем даже воду взять, И идём все по тропинке, Но бутылки не бросать Зря зачем траву топтать? Вдруг кому-то захотелось Муравьишка лесу друг. Ветку дерева сломать Муравейник рядом. Шалунишку придержите, Обойди его вокруг Можно даже отругать. И не тронь, не надо
Природа – объект целесообразной трудовой деятельности человека.
Педагогическая значимость экскурсий. выявляются отрицательные изменения в природном окружении (воздух, вода, растения, животные); систематизируются и расширяются знания об охране природы; раскрывается роль природы в жизни человека;
Любите родную природу – Озёра, леса и поля ! Ведь это же наша с тобою Навеки родная земля. На ней мы с тобой родились, Живём мы с тобою на ней. Так будем же, люди, все вместе Мы к ней относится добрей.