ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Учитель химии МОУ «Вейделевская СОШ» Коваленко Е.И.
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, где и как я могу эти знания применить - основной тезис понимания метода проектов
Химия – одна из естественных наук, изучаемых в школе: ее успехи всегда были направлены на удовлетворение потребностей человечества. Изучение химии в школе способствует формированию мировоззрения учащихся и целостной научной картины мира, пониманию необходимости химического образования для решения повседневных жизненных проблем, воспитанию нравственного поведения в окружающей среде. В то же время, в условиях резкого сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объема ее содержания, снижается интерес учащихся к предмету.
Сущность проектно- исследовательской деятельности - деятельности - развить ученика, его потребности, способности и тем самым учить жить в окружающем мире свободно и самостоятельно
Цель проектно-исследовательской деятельности – самореализация личности ученика Ученик самосовершенствование самопознание самовоспитание
Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку? Необходимо научить детей самостоятельно мыслить добывать и применять знания обдумывать решения планировать свои действия сотрудничать в группах использовать знания из различных областей
Результаты конкурса исследовательских работ, посвященных 175 – летию Д.И.Менделеева В 2005 году Шелудченко Александр - победитель регионального этапа конкурса исследовательских работ, тема «История открытия и экспериментального подтверждения Периодического закона»
В 2007 году Когут Марина работала над темой «Д.И.Менделеев – разносторонний ученый», Гриненко Яна - «Д.И. Менделеев и сельское хозяйство» В 2008 году Гусаков Виктор «Д.И.Менделеев и актуальные проблемы образования России в 21 веке», они победители районного конкурса исследовательских работ.
Этапы проектно – исследовательской деятельности Самостоятельный выбор темы Определение целей и задач работы Определение объектов и методов исследования Оформление и защита работы Формулировка выводов
Элементы проектно - исследовательской деятельности Мыследеятельностные (выбирают тему, выдвигают проблему, цели и задачи, методы работы, планируют свою деятельность). Поисковые (находят информацию по теме в литературе, Интернете). Коммуникативные (учатся слушать, понимать других, выражать свои мысли, взаимодействовать внутри группы). Информационные (собирают, анализируют полученную информацию, выделяют главное). Презентационные (оформляют доклад о проделанной работе в форме презентации).
Преимущества проектной технологии обучения вариативность, позволяющая учесть потребности, интересы, склонности, способности и возможности школьников; направленность на развитие творческих способностей и освоение приемов исследовательской работы учащимися; многообразие проектов, выполняемых на межпредметном и надпредметном уровнях.
В результате проектной технологии происходит обогащение жизненного опыта всех участников проектной деятельности; самопознание учащихся, более четкого понимания ими своих достоинств и ограничений; овладение школьниками опытом индивидуального и совместного решения проблем.
П ассивности и страха ожидания «палки» - двойки У ченик испытывает радость от преодоленной трудности. У ченик открывает мир для себя - себя в этом мире. П едагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проектно – исследовательской деятельностью учащегося. С куки, принуждения и лени
Критерием результативности проектно-исследовательской деятельности являются положительные изменения в чувствах, эмоциях, мышлении, практической деятельности учащихся, их комфортное состояние в образовательном пространстве.
Как здорово услышать от ученика, закончившего работу над проектом: «Как же много я узнал!»