ЛИТЕРАТУРА 2 0 – х ГОДОВ ХХ века Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Халяпина МОУ «Первомайская сош» п.Первомайский Тамбовской области Халяпина Лариса Николаевна
СЛОЖНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ I мировая война; Октябрьская революция; гражданская война; политика военного коммунизма; НЭП.
ВОЙНА МНЕ ВСЮ ДУШУ ИЗЪЕЛА. ЗА ЧЕЙ-ТО ЧУЖОЙ ИНТЕРЕС СТРЕЛЯЛ Я В МНЕ БЛИЗКОЕ ТЕЛО… РЕШИЛ ЛИШЬ В СТИХАХ ВОЕВАТЬ. Я БРОСИЛ МОЮ ВИНТОВКУ… ДРУГУЮ ЯВИЛ Я ОТВАГУ- БЫЛ ПЕРВЫЙ В СТРАНЕ ДЕЗЕРТИР. С.А.ЕСЕНИН «АННА СНЕГИНА» С.А.ЕСЕНИН «АННА СНЕГИНА» I МИРОВАЯ ВОЙНА
В ТУ НОЧЬ ДО РАССВЕТА МЕЛЬКАЛА ИГОЛКА: СШИВАЛИ МЫ ПОЛОСЫ КРАСНОГО ШЁЛКА ПОЛОТНИЩЕМ ДЛИННЫМ, ПРЯМЫМ… МЫ СШИЛИ КРОВАВОЕ ЗНАМЯ СВОБОДЫ, МЫ БУДЕМ ХРАНИТЬ ЕГО ДОЛГИЕ ГОДЫ, НО МЫ НЕ РАССТАНЕМСЯ С НИМ! Д.БЕДНЫЙ Д.БЕДНЫЙ ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
ВСЕ ОБЩЕСТВО НА КРАСНЫХ–БЕЛЫХ ПОДЕЛИВ, В НАДЕЖДЕ ОТСТОЯТЬ СВОЮ РОССИЮ – ВСЕ НАХОДИЛИ СИЛ ПРИЛИВ. СЫН НА ОТЦА ПОШЁЛ, ЗАБЫВ СВОИ ИСТОКИ, МЫ СТЕРЖЕНЬ ПОТЕРЯЛИ – ТАКОВЫ ЕЁ ИТОГИ. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА Главной темой в литературе стало изображение революции и гражданской войны: М. Булгаков «Белая гвардия» Д.Фурманов «Чапаев» Б. Пильняк «Голый год» А. Серафимович «Железный поток» М. Шолохов «Донские рассказы» А. Малышкин «Падение Дайра» И. Бабель«Конармия» А. Веселый «Россия, кровью умытая».
ПОЛИТИКА ВОЕННОГО КОММУНИЗМА В ПОПЫТКАХ ЧАСТНУЮ ТОРГОВЛЮ ЗАПРЕТИТЬ ПРО ПРОДРАЗВЕРСТКУ ВЛАСТЬ НОВАЯ ЗАГОВОРИЛА. В РАСПРЕДЕЛЕНИИ, ОПЛАТЕ УРАВНИЛОВКУ ВМЕНИТЬ, ВОЙНУ ЗАКОНЧИТЬ ПОСКОРЕЙ СПЕШИЛА.
НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ЧТОБ ВЫВЕСТИ ИЗ КРИЗИСА СТРАНУ, ВОССТАНОВИТЬ НАРОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО, ПЕРЕД КРЕСТЬЯНСТВОМ ЧУВСТВУЯ ВИНУ, ВЛАСТЬ ЧЕРЕЗ ЭКОНОМИКУ БОРОЛАСЬ С РАЗГИЛЬДЯЙСТВОМ.
Особенности литературы 20-х гг. В сфере литературы раскол общества, завершившийся революцией и гражданской войной, выразился в том, что после 1917 года литературный процесс развивался по трем противоположным и часто почти непересекающимся направлениям.
Советская литература «Потаенная» литература Эмигрантская литература В начале 20-х годов Россия познала эмиграцию миллионов русских людей, не желавших подчиниться большевистской диктатуре. И. Бунин, А. Куприн, В. Набоков, И. Шмелев, М. Цветаева. Оказавшись на чужбине, они не только не поддались ассимиляции, не забыли язык и культуру, но создали в изгнании, в чужой языковой и культурной среде литературу диаспоры, русского рассеяния. Создавалась в нашей стране, публиковалась и находила путь к читателю. Эта ветвь отечественной литературы испытывала на себе самое мощное давление политического пресса. Создавалась художниками, которые не имели возможности или же принципиально не хотели публиковать свои произведения. Это были произведения, написанные в стол А. Платонов «Чевенгур» и «Котлован» М. Булгаков «Мастер и Маргарита» А. Ахматова «Реквием»
Литературные направления Модернизм рождает жанр антиутопии (Замятин Е. «Мы») – произведения о будущем, которое рисуется отнюдь неидеальным и светлым, в этих произведениях предсказывается такое мироустройство общества, при котором человеческая личность будет обесценена, подавлена властью машин или политической диктатурой фантастический гротеск (Булгаков М. «Роковые яйца») жанр фрагмента (Пильняк Б. «Голый год») развивает сатиру (Зощенко М.). Реализм Реализм пытался адаптироваться к мироощущению человека XX столетия, к новым философским, эстетическим реалиям. Обновленный реализм. Социалистический реализм, новая эстетика, в основе которой лежит утверждение нормативных характеров в нормативных обстоятельствах.
Своеобразие литературного процесса Освоение нового жизненного материала; Освоение нового жизненного материала; новый герой – народ как субъект исторического процесса; новый герой – народ как субъект исторического процесса; новый конфликт, новый язык. новый конфликт, новый язык.
РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ГЕРОИЗМ «САБЛЯ И КНИГА – ЧЕГО ЕЩЁ» А.ФАДЕЕВ «РАЗГРОМ» Д.ФУРМАНОВ «ЧАПАЕВ» А.СЕРАФИМОВИЧ «ЖЕЛЕЗНЫЙ ПОТОК» Н.ОСТРОВСКИЙ «КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ»
ВНИМАЯ УЖАСАМ ВОЙНЫ М.БУЛГАКОВ «БЕГ», «ДНИ ТУРБИНЫХ» И.БАБЕЛЬ «КОНАРМИЯ» И.БУНИН «ОКАЯННЫЕ ДНИ» М.ГОРЬКИЙ «НЕСВОЕВРЕМЕННЫЕ МЫСЛИ»
И.БУНИН А.КУПРИН З.ГИППИУС Д.МЕРЕЖКОВСКИЙ И.ШМЕЛЁВ К.БАЛЬМОНТ Эмигранты…
М.ЦВЕТАЕВА В.НАБОКОВ Н.ГУМИЛЁВ О.МАНДЕЛЬШТАМ Л.АНДРЕЕВ … Эмигранты…
Основная идея книги – перевоспитание крестьян. Основная идея книги – перевоспитание крестьян. Д. Фурманов «Чапаев» Образ В.Чапаева Д.И.Фурманов
А. С. Серафимович «Железный поток» Превращение Таманской армии, больше похожей на стихийную толпу, в дисциплинированное войско.
Н. С. Тихонов Воспевал мужество, стойкость, несгибаемую волю борцов за революцию. Волнистая, цветная, огневая, Ковыльная, качаясь и шурша, Пленительная, звонкая, живая, Как чеховская повесть хороша.
Э. Г. Багрицкий Ненависть к старому миру, миру собственников, стяжателей, мещан. Поэт-романтик. Нас водила молодость В сабельный поход, Нас бросала молодость На кронштадтский лёд...
М. А. Светлов М. А. Светлов Лиризм, задушевность, мягкий юмор характерны его поэзии.... хату покинул, Пошёл воевать, Чтоб землю в Гренаде Крестьянам отдать.
Борьба двух противоположных тенденций 1) Стремление власти привести литературу к идеологической монолитности и художественному единообразию. Письмо ЦК РКП(б) «О Пролеткультах»,1920 г. Резолюция «О политике партии в области художественной литературы»,1925 г. Постановление «О перестройке литературно- художественных организация» 1932 г. 2) Тенденция многовариантного литературного развития. Многоголосие, разнообразие авторских манер, обилие группировок, литературных объединений, салонов, групп
Литературные группировки РАПП - российская ассоциация пролетарских писателей гг. Печатный орган – журнал «На посту», «На литературном посту» Печатный орган – журнал «На посту», «На литературном посту» Представители – Дм. Фурманов, Ал. Фадеев. Представители – Дм. Фурманов, Ал. Фадеев. Идеи: поддержка пролетарских литературных организаций, пример - классики, развитие коммунистической критики, отрицание романтизма, борьба с новобуржуазным влиянием в литературе. А.Ахматова, В.Ходасевич, М.Цветаева, Бунин – «классовые враги»; В.Маяковский, М.Пришвин, К.Федин – «попутчики», теория «живого человека». Идеи: поддержка пролетарских литературных организаций, пример - классики, развитие коммунистической критики, отрицание романтизма, борьба с новобуржуазным влиянием в литературе. А.Ахматова, В.Ходасевич, М.Цветаева, Бунин – «классовые враги»; В.Маяковский, М.Пришвин, К.Федин – «попутчики», теория «живого человека».
ЛЕФ - левый фронт искусств Литературная группа гг. Литературная группа гг. Печатный орган – журнал «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ». Печатный орган – журнал «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ». Представители – В.Маяковский, Представители – В.Маяковский, Б. Пастернак, О. Брик. Идеи: создание действенного революционного искусства, критика пассивного «бытоотражающего психологизма», теория «литературного факта», отрицающая художественный вымысел, требующая освещения в искусстве фактов новой действительности. Идеи: создание действенного революционного искусства, критика пассивного «бытоотражающего психологизма», теория «литературного факта», отрицающая художественный вымысел, требующая освещения в искусстве фактов новой действительности.
Имажинизм Литературное течение гг. Печатный орган – «Советская страна» Представители – С. Есенин, Н. Клюев, В. Шершеневич. Идеи: «поедание образом смысла», которое выражалось в нарушении грамматических форм, определяющих смысл.
«Перевал» Литературное объединение кон нач – 1932 гг. Печатный орган – журнал «Красная новь». Представители – В. Катаев, Э. Багрицкий, М. Пришвин, М. Светлов. Идеи: выступали против «бескрылого бытовизма», ратовали за сохранение преемственной связи с художественным мастерством русской и мировой классической литературы, выдвигали принцип искренности, интуитивизма, гуманизма
ОБЕРИУ – объединение реального искусства Литературно – театральная группа гг. Представители – Д. Хармс, Н. Заболоцкий, А. Введенский. Идеи: в основе творчества – «метод конкретного материалистического ощущения вещи и явления», развивали отдельные стороны футуризма, обращались к традициям русских сатириков кон.19-нач. 20 в.
Конструктивизм Литературное течение гг. Представители – И. Сельвинский, В. Ибнер, В. Луговской. Идеи: целесообразность, рациональность, экономичность творчества; лозунг: «Коротко, сжато, в малом – многое, в точке – все!», стремление сблизить творчество с производством (конструктивизм тесно связан с ростом индустриализации), отвергали немотивированную декоративность, язык искусства доводили до схематизма.
«Серапионовы братья» Литературная группа 1921 г. Представители – К. Федин, В. Каверин, М. Слонимский. Идеи: «поиски приемов овладения новым материалом» (война, революция), поиски новой художественной формы, цель – овладение техников писательского мастерства
ОПОЯЗ – общество изучения поэтического языка Русская литературоведческая школа гг. Представители – Ю. Тынянов, В. Шкловский.
Расцвет русской драматургии Расцвет русской драматургии М. Булгаков «Дни Турбиных», «Зойкина квартира»; Н. Эрдман «Мандат», «Самоубийца»; Е. Замятин «Блоха»; В. Маяковский «Клоп»
1929 год Всё изменилось... Всё изменилось... Этот год ознаменовал начало травли Этот год ознаменовал начало травли М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пильняка. С этого года было резко нарушено относительное равновесие сил. С этого года было резко нарушено относительное равновесие сил. В литературу перенеслись методы беспощадной политической борьбы. В литературу перенеслись методы беспощадной политической борьбы. Наступало новое время с новыми героями и новым пониманием вещей в произведениях. Наступало новое время с новыми героями и новым пониманием вещей в произведениях. Это была общая драма русской интеллигенции, пережитая ею на рубеже 20-х и 30-х годов. Это была общая драма русской интеллигенции, пережитая ею на рубеже 20-х и 30-х годов.
Информационные ресурсы Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. – М.: «ВАКО», Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература XX века: Учебник для 11 класса: В 2 ч. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», images.yandex.ru