Cочинение на лингвистическую тему Подготовка к ГИА
Структура текста типа речи рассуждение ТЕЗИС АРГУМЕНТ(ы) ВЫВОД
ТЕЗИС – это мысль или положение, истинность которого требуется доказать Правила тезирования: А. Тезис должен быть четким и ясным. Б. Тезис должен оставаться неизменным на протяжении всего доказательства.
АРГУМЕНТ – это доказательство, приводимое в поддержку тезиса Правила аргументации: А. Аргументы не должны противоречить друг другу. Б. Аргументы должны быть достаточными для данного тезиса. В. Аргументы должны соотноситься с темой и тезисом, а не быть мнением вообще.
ВЫВОД – это итоговая, заключительная часть текста. Вывод должен соотноситься с тезисом, заявленным в начале текста.
Подберите синонимы функцияроль значение назначение предназначение
Подберите синонимичные выражения выполнять функцию - играть роль - иметь значение - нести в себе - служит для
Распределите по графам таблицы аргументывывод
Алгоритм написания сочинения- рассуждения 1) Определяю исходный тезис 2) Привожу 2 аргумента (доказательства) 3) Делаю вывод
Как сформулировать тезис, или С чего начать? А. Без знаков препинания на письме обойтись невозможно. Б. В письменной речи использование знаков препинания необходимо. В. К. Паустовский так определил роль знаков препинания: … Г. «Зачем нужны знаки препинания? Неужели без них никак нельзя!» - скажете Вы. Нет!
Как привести аргументы? А. У знаков препинания существуют различные функции. Б. Приведем доказательства этому примерами из текста.
Какой из этого следует вывод? А. Поэтому я полностью согласен(сна) с мнением Антона. Б. Знание пунктуации – ключ к правильному выражению своих и пониманию чужих мыслей. В. Знание пунктуации помогает тонко и четко передать и воспринять смысл написанного.
Вставьте пропуски Знаки препинания ____________ важную роль в письменной речи. _________, они служат для разделения смысловых отрезков речи. _________, знаки препинания помогают ________ эмоции. ______, пунктуация является средством выражения мыслей и чувств.
Средства связи тезиса и доказательств Глаголы 1 лица мн.ч. (докажем, найдем, приведем, подтвердим, определим) союзы и союзные слова (так как, так что, потому что, поэтому, если, чтобы и др.) синтаксические конструкции (это подтверждается тем, из этого следует и др.) вводные слова (например, следовательно)
Средства связи тезиса и доказательств СПП (Я разделяю точку зрения Антона, потому что…) уместно использовать вопрос и ответ на него: (Разве можно не согласиться с Ильей? Конечно, нет.)
Средства связи доказательства и вывода вводные слова (итак, таким образом) синтаксические конструкции ( делаем вывод, в итоге пришли к выводу)
Л. Фоминых «Какой удивительный знак – тире!» Сегодня трудно представить себе, что когда-то в нашем языке не было знаков препинания. Но шли столетия, в XVI в. на Руси появилось книгопечатание, и при издании книг понадобилось не только отделять одно предложение от другого, но и стараться сделать мысль понятной. Так появились вопросительный, восклицательный знак, скобки, затем двоеточие. В ХVIII в. русские писатели Н.М.Карамзин и Г.Р.Державин стали употреблять еще один знак – тире. Правда, поначалу его именовали по-разному: черта, длинная черта, линейка, знак пересечения, черная полоса чернил. Со временем непривычный знак внедрился в наш письменный язык, и постепенно он стал весьма популярным.
Тире – поистине удивительный знак, обладающий множеством функций, способный играть контрастные роли: выделять смысловые части в предложении; максимально подчеркивать отдельные слова, словосочетания; выражать противопоставление, пояснение, итог, следствие; обозначать паузу, приглашая читателя замедлить чтение и обратить особое внимание на следующие за тире слова; делать текст выразительнее. Пунктуация – не застывший свод правил, а живое, развивающееся явление, которое обогащает наши возможности передавать самые тонкие оттенки смысла. (Ж. «Филолог», 10, 2009.)
Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужно тире?» Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте текст М. Пришвина. Найдите и приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции тире. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Наташе, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Наташи. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Использованная литература и интернет-ресурсы: 1. Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА Учебно-методическое пособие под ред. Н.А. Сениной. – Легион, Уроки русского языка с применением информационных технологий. 9 класс. Авторы-составители: Т.А. Захарова, Л.Н. Чурсина, Е.С. Юрьева.- Планета, Мультимедийная презентация. Е.С. Юрьева «Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему». - Планета, klassa.php – лист бумаги и перо лист бумаги, перо и ручка – книга и перо prepinanija-v-predlozhenijakh-s-prjamoj-rechju-i-oformlenie-na- pisme.html - книга, перо, чернильница prepinanija-v-predlozhenijakh-s-prjamoj-rechju-i-oformlenie-na- pisme.html обложка книги «ГИА -2012» обложка книги «ГИА – 2012» по ред. Н.А. Сениной блокнот и ручка пунктуационный знак «тире»