Частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме
Наследственная предрасположенность; Биологические и социальные факторы; Функциональные причины (внешние и внутренние); Органическое повреждение зон головного мозга
Младшие школьники Множество грамматических ошибок; Не используют заглавные буквы, знаки препинания, плохой почерк; Отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве; Путают похожие по начертанию буквы; Пишут медленно, неровно; если не в настроении, то почерк расстраивается окончательно
Используют при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, допуская грубые ошибки; Нередко отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания; У детей развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе находятся в изоляции
У детей-дисграфиков отмечается несформированность многих психических функций: Зрительного анализа и синтеза Пространственных представлений Слухопроизносительной дифференциации звуков речи Фонематического, слогового анализа и синтеза Лексико-грамматического строя речи Расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы
Виды слуха: 1. Физический 2. Музыкальный 3. Речевой Для полноценного обучения ребёнок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы
Если ребёнок левша; Если ребёнок – переученный левша; Если ребёнок посещал логопедическую группу; Если в семье говорят на двух или более языках; Если ребёнок слишком рано пошёл в школу; Если у ребёнка есть проблемы с памятью, вниманием; Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о,е- з, д-у; Ошибки, вызванные нарушенным произношением; При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль; Пропуски букв, слогов, недописывание слов
Это стойкая неспособность освоить орфографические навыки (несмотря на знание соответствующих правил) «…стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т. е. пунктуацией». А.Н. Корнев
Упражнение «Корректурная правка» Упражнение «Пишем вслух» «Вглядись и разберись» «Пропущенные буквы» «Лабиринты»
Если ребёнку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приёмов; Не заставляйте ребёнка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесёт вред здоровью ребёнка, но и поселит в нём неуверенность, а также увеличит количество ошибок; Хвалите своего ребёнка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.
Речь играет огромную роль в психическом развитии ребёнка Любое нарушение речи отражается на интеллекте ребёнка и на его уровне общего развития
Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов/ М.:Просвещение,2004 Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников/ М.: Владос, 1997 Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей/ М., 1995 Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. Организация логопедической работы в школе/ М.,2007 Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей/ М., 1994