Лук – зелёный друг Устинова Л. И. ученики 4-А класса УВК 3 г. Енакиево 2009 – 2010 уч.год
Тип проекта – творческий, коллективный, долгосрочный. Исполнители – учащиеся 4 класса и учитель. Характер проекта – учебно- исследовательская работа. Цель: вырастить зелёный лук для школьной столовой, получить навык исследовательской работы
Задачи: Вызвать интерес детей к проектной деятельности, т. к. она дает возможность: Проявить творчество мышления Научиться элементам поисковой работы Научиться способам поиска информации, ее анализа, структурирования.
Актуальность темы: предметно-содержательная область проекта объединила все предметы, изучаемые в начальной школе, их взаимообусловленные связи. Практическая направленность проекта в том, что каждый ребенок вырастил и подарил зелёные перья лука в школьную столовую. Структура – блок теоретических знаний, практическая деятельность, опытно-экспериментальная работа. Доминирующая деятельность в проекте – учебно- исследовательская, творческая и поисковая
Этапы проекта Подготовительный этап. Запуск проекта. Основной этап. Практическая работа. Экспериментально-опытная работа. Презентация. Каждый этап проекта заканчивается рефлексией и диагностикой.
1. Подготовительный этап. На подготовительном этапе – поддержка родителей и изучение учебника А.Савенкова Я - исследователь, где изложена методика. 2. Запуск проекта. Начало поиска информации, выделение ступеней поиска для достижения главной цели. 3. Основной этап. Дети собирали материал и изучали его по подтемам, их предлагали учащиеся в ходе работы над проектом, а Идти от детей – одна из заповедей учителя.
Практическая работа В начале декабря мы принесли луковицы в класс. Обрезали у них верхушки. Для посадки использовали пластиковые стаканчики
Выращивание лука в зимних условиях Лук выращивали в стаканчиках с водой и в горшках с землёй.
Изучали условия для роста лука Луку, как и любому растению, нужны свет, тепло, воздух, вода.
Групповая работа над созданием проекта « Лук – зелёный друг»
Искали интересный материал о луке в различных справочниках, энциклопедиях.
Поиск нового – увлекательное занятие
Из истории лука Это лук, одно из самых популярных и очень древних овощных растений. Его выращивают пять тысячелетий. Возделывание этой культуры началось в древнем Китае, затем перешло в Индию и Египет.
Азия, горы Афганистана, Ирана – родина репчатого лука. Ведь слой земли в горах неглубок, поэтому корешки у него короткие слабые. Зато их много. Тоненькие, как струнки, они проникнут в любую щелку между камней, где найдётся земля.
У нас лук получил широкое распространение ещё в 8 веке Даже в бедной семье суп не варили без луковицы. Она была не только приправой, но и защитницей от всех болезней.
Условия роста лука Лук – растение длинного дня. Он хорошо переносит холод, может расти при положительной температуре, близко к нулю градусов. Семена лука в обычных условиях в почве прорастают медленно. Нужно их предварительно замочить.
Лук от семи недуг У лука есть особые летучие вещества – фитонциды, убивающие многие виды болезнетворных микробов. Кусочка лука достаточно, чтобы убить всех микробов в полости рта.
Лук в народном творчестве Загадки Я вырос на грядке, Характер мой гадкий: Куда ни приду, Всех до слёз доведу.
Говорят, я горький, Говорят, я сладкий. Стрелочкой зелёной Я расту на грядке. Я полезный самый, В том даю я слово. Ешьте меня всяким – Будете здоровы.
Пословицы о луке Лук от семи недугов лечит. Лук семь недугов изводит. Попросту, без луку, на крестьянскую руку. Лук да баня всё правит.
Запомни Разговорам вы не верьте, В пище очень ценен лук, Луком лечим мы недуг. И не враг он нам, а друг.
Результативность проекта Творческий потенциал каждого учащегося раскрыт, каждый ученик публично продемонстрировал достигнутый результат, он был значим и интересен для детей, дети выступали в роли экологов, литераторов, историков, художников, озеленителей, ученых. Кругозор детей расширился, мыслительная деятельность активизировалась.
Можно говорить и о приобретенных компетенциях детей, а именно – узнали, как сделать, сумели сделать, и будут делать самостоятельно сами в новых ситуациях.
Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенции. Дети готовы и хотят выполнять коллективно следующий проект.
Список используемой литературы Брылёв В.А. «Красная книга: Редкие и охраняемые растения и животные» Демидова М.Ю. Естественно – научные проекты.- М.: Школьная пресса, 2005 Журнал–сборник Читаем, учимся, играем 5, 1999 г. Лисянский Б., Ладыгина Г. Разновидности лука - М.: ООО Издательство Астрель, 2002 Панкеев И.А.Энциклопедия этикета. – М.:ОЛМА – ПРЕСС, 2003 Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. Учитель, 2000 г. 1, 4 Савенков А.И. Я – исследователь. Учебник-тетрадь для младших школьников. Изд. Учебная литература, 2004