Структура уроков литературного чтения
«Литературное чтение, должным образом поставленное, является школой взглядов, понятий языка; литературное чтение – почти единственный в школе предмет, несущий в себе задачи эстетического воспитания». М.А. Рыбникова
Основная цель УМК: развивать учебную деятельность; обогащать читательский опыт учащихся; сформировать первоначальные читательские умения;
Варианты структуры уроков: Уроки обучающего чтения. Уроки слушания. Нетрадиционные по форме уроки. Проверочные уроки. Библиотечные уроки.
Урок обучающего чтения (1 в.): 1. Беседа по теме чтения (выявление читательского опыта по теме чтения). 2. Работа с учебником «Литературное чтение»: ознакомительное чтение произведения; проверка первичного восприятия текста; работа с текстом произведения (выполнение заданий в учебнике); упражнения в отработке навыка правильного и выразительного чтения; работа в тетради. 3. Упражнения по формированию умения работать с произведением и книгой. 4. Задания для самостоятельной работы.
Урок обучающего чтения (2 в.): 1. Работа с изученным произведением (развитие читательской зоркости и навыка чтения). Найти и прочитать фамилию автора, заглавие, рассмотреть структуру, иллюстрации. Чтение слов, предложений, пословиц или отдельных фраз из изученного произведения. Чтение текста произведения с этими словами. 2. Работа с текстом произведения (дифференцированно по группам). 3. Самостоятельное ознакомительное чтение нового произведения. 4. Работа с произведением. 5. Рекомендации ученикам для проведения самостоятельной работы дома.
Урок слушания: 1. Упражнения с книгами по теме чтения (2-3 книги): рассматривание каждой книги, определение темы (о ком или о чём эта книга?); выделение фамилии автора или заголовка; сравнение книг: выделение сходства и различий; знакомство с аппаратом книги (обложка, титульный лист, содержание, сведения об авторе и т.д.). 2. слушание произведения: учитель читает по учебнику, учебной хрестоматии (тексты даны под рубрикой «Послушай») или по детской книге (если есть книга с этим произведением). 3. Беседа: выявление первичного восприятия. 4. Работа с произведением (текст в учебнике): моделирование обложки. 5. Работа по содержанию прослушанного произведения (в учебнике и тетрадях). 6. Рекомендации для самостоятельной работы дома: перечитать, подобрать книги, творческие задания.
Урок-сказка: 1. Выставка книг сказок. Рассматривание. 2. Конкурс «Угадай сказку». 3. Рисование «Сказочной полянки». 4. Представление работ, рассказ каждого ученика о своём герое, которого нарисовал. 5. Подведение итогов. Награждение победителей.
Урок-утренник «Царство природы». 1. Экскурсия по выставке рисунков, книг-самоделок, творческих работ учащихся. 2. Конкурс загадок о природе. 3. «Парад живых книг». 4. Конкурс на звание «Лучший знаток книг». 5. Игра «Подбери книгу». 6. Чаепитие «В гостях у Берендея».
Библиотечный урок: 1. Рассматривание книг изучаемого автора разных лет издания, сравнение оформления. 2. Слушание произведения этого автора из учебной хрестоматии. 3. Самостоятельная работа с выбранной книгой: рассматривание аппарата книги; выбор произведения; рассматривание иллюстраций; подготовка краткого рассказа о герое или произведении (аннотация). 4. Чтение учителем интересных фактов из жизни Х.К. Андерсена. 5. Обобщение и проверка знаний по теме (кроссворд). 6. Домашнее задание: чтение книг на тему…