(внеклассная работа, родительское собрание) Автор: Артюх Светлана Николаевна, учитель начальных классов Муниципальное общеобразовательное учреждение «Вейделевская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области» , п.Вейделевка, ул.Центральная, д.30, тел.: ,
«Чтобы судить о человеке, по крайней мере, надо войти в тайну его мыслей, его несчастий, его волнений» Оноре де Бальзак
Научиться анализировать причины, которые стимулируют плохое поведение детей; Развить умение поиска выхода в трудных ситуациях общения с такими детьми.
Вы пришли с работы усталая, а Ваша дочь устроила беспорядок в комнате, на кухне и не собирается убирать за собой.
Из–за того, что ты здесь устроила, завтра не пойдёшь в кино. Я разрешу тебе пойти на дискотеку, если ты сейчас же наведёшь порядок в комнате. А я иду сегодня с работы усталая и думаю, как замечательно бы было, если бы ты прибралась в квартире. Давай уберём в комнате, чтобы легко думалось, а потом обсудим, что будем делать в выходные. Я знаю, что ты у нас быстрая на подъём, когда захочешь, всё делаешь быстро.
Ваш сын сидит за подготовкой домашнего задания довольно продолжительное время, Вы заглядываете к нему в комнату и обнаруживаете, что он просто « витает в облаках».
Если ты будешь быстро и хорошо выполнять домашние задания, я буду давать тебе деньги на карманные расходы. Смотри, так ты много не заработаешь! Учёба- твой долг. Если не будешь выполнять домашние задания, не сможешь окончить школу и поступить в университет. А ну-ка быстро за уроки! Через полчаса приду и проверю, как ты справился! Ну-ка попробуй сам распределить, сколько тебе нужно времени на математику, на русский язык, на устные задания, а потом посмотрим. Сумеешь ли ты уложиться в это время. (удивлённо) Как, час прошёл, а ты ещё и не начинал.
Вы узнали, что Ваш сын проводит время с ребятами, которые гораздо старше его. Они не знают, чем заняться и просто слоняются повсюду.
Я запрещаю тебе водить дружбу с этими ребятами! Они старше тебя и кто знает, что у них на уме! Завтра ты встанешь в 6.30, потом я сама отведу тебя в школу, после занятий заберу и будешь сидеть дома под моим присмотром! Ты уверен, что это твой круг общения и эти друзья будут нужны тебе в будущем? Ты – общительный человек и сможешь подружиться с кем ты захочешь и найти друзей, с которыми можно интересно и полезно проводить время. Ты уверен, что эти друзья подходят тебе?
Вы заметили, что Ваша дочь лжёт: говорит, что на уроке её не спрашивали, а домашние задания не задают.
Если ты будешь меня обманывать, я буду каждый день звонить твоим одноклассникам и узнавать, какие оценки ты получила. Пусть тебе будет стыдно! Я требую, чтобы ты прекратила лгать! Я знаю, что ты искренний человек и хочу, чтобы ты не боялась говорить мне правду, какой бы она ни была. Ты должна прекратить мне лгать, ведь я всё равно узнаю правду. Люди тоже перестанут доверять и прекратят общаться с тобой. Сегодня слышала разговор детей из вашего класса. Сегодня все получили оценки. Я знаю, что задание было сложным. Интересно, как ты справилась с ним?
Мотив первый – борьба за внимание родителей. Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более ребёнку. Основа родительской помощи не какие – либо действия по изменению подростка, а открытое выражение своей любви к нему.
Борьба за самоутверждение. Ребёнок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждёт доверия к себе. Он хочет решать это сам, это заложено в его природе – нельзя прожить жизнь на опыте старших. Необходимо помнить, что ребёнок стремящийся к самостоятельности не всегда может её использовать умело. Родители должны способствовать развитию этого качества у детей. Необходимо записать права и обязанности подростка, уравновесить и направить на формирование самостоятельности подростка во всех жизненных сферах.
Неверие в свой успех. Причинами неверия в собственный успех могут стать: низкие школьные результаты вне зависимых от приложенных ребёнком усилий, низкая самооценка, поощряемая педагогами и семьёй, плохие взаимоотношения в классе со сверстниками, отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.
Жажда мщения окружающему миру, взрослым. Ребёнок мстит за: - неверие в его способности и возможности; - сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрами; - за унижение друг друга в кругу семьи; - за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребёнок; - за несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания; - за родительскую ложь и хамелеонство.
Всё происходящее с ребёнком не только нормально, но и закономерно. Главное для родителей – это понять и принять изменения, происходящие в ребёнке, поддержать его как личность самостоятельную и индивидуальную.
Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. – М.: Смысл, Бернс Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., Библер В.С. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы, ж. «Психологическая наука и образование» 1996, 4. Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Научно - педагогические парадигмы: история и современность // Современные проблемы истории образования и педагогической науки\ Под. ред. чл.- корр. РАО З.И. Равкина. М., Т.1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,!968. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Избранные психологические труды – М., Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. - М., Венгер А.Л., Бугрименко Е.А., Поливанова К.Н. и др. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. – М, БогоявленскаяД.Б. Психология творческих способностей. –М., 2001