МОУ « Начальная школа – детский сад 52» г. Петропавловск – Камчатский. Последовательность предложений в тексте. Начальная школа 21 век. Учитель : Егорова Ирина Михайловна.
Речевая разминка. Замените правильным словом. Мы шли по собаковым следам. На площади построили громадный дом. Мы шли по собачьим следам. На площади построили громадский дом. Определите правильный порядок слов в предложении. Однажды я увидел ворона. Вымахнул тёмной тенью ворон из густых кустов. Однажды я увидел ворона. Тёмной тенью вымахнул ворон из густых кустов. Вдоль заборов вилась узенькая тропинка. Весело зеленела трава на тропинке. Вдоль заборов вилась узенькая тропинка. На тропинке весело зеленела трава.
Лови перепутаницу ! Слова на месте - а смысл не тот. Найди ошибки и исправь их. 1. Зимой в саду расцвели яблони. 2. В ответ я киваю ему рукой. 3. Вокруг расстилалась ледяная пустыня. 4. Самолет приплыл сюда, чтобы помочь людям. 5. Весной птицы улетают на юг. 6. Мальчик стеклом разбил мяч. 7. После грибов будут дожди. 8. Весной луга затопили реку. 9. Снег засыпало пышным лесом.
Текст - это несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Тема текста - это то, о чём мы говорим. То главное, о чём мы сообщаем, утверждаем или доказываем – основная мысль текста.
Предложения в тексте объединены не только смыслом, но и последовательностью предложений в тексте. Текст не может начинаться с середины. Поэтому очень важно, как начинается текст.
И вот уже осень. Небо всё в тучах. Голы ветки деревьев. Нет цветов на клумбах. За берёзовой рощей большой овраг. Хорошо поют в саду соловьи. Весеннее солнышко светит ярко. Дождь перестал. Кругом лужи. Бегут, шумят мутные ручьи. Ребятам весело. Прыгают они через ручейки. У Барбоса болела нога. Три дня пёс лежал голодный под крыльцом. Коля принёс ему кусок хлеба. Скоро барбос был уже здоров. Метель заметает дорожки. В саду прыгают весёлые воробушки. Далеко на озере квакают лягушки Является (+) или не является группа предложений текстом.
Какие слова связывают эти предложения друг с другом ? У медведицы в зоопарке родились четыре медвежонка. Четыре медвежонка хорошо растут. Тренер – дрессировщик уделяет много времени воспитанию и обучению четырёх медвежат. Прочитайте текст.
У медведицы в зоопарке родились четыре медвежонка. Весёлые малыши хорошо растут. Тренер – дрессировщик уделяет много внимания воспитанию и обучению шалунов. Какой текст интереснее ? Почему ? Озаглавьте текст. Будущие артисты. Шалуны. Медвежата.
Работа по учебнику. Стр. 44, упр. 1. Прочитайте задание к упражнению. Найдите первое предложение текста. Следующее предложение должно быть связано с первым. Работая дальше над текстом, помните : все предложения последовательно « вытекают » из предыдущих, т. к. предложения в тексте связаны между собой по смыслу.
Раньше я думал, что Земля наша плоская, как блин, но Ольга Николаевна сказала, что Земля вовсе не плоская, а круглая, как шар. Я уже раньше слышал об этом, но думал, что это, может быть сказки или какие – нибудь выдумки. И вот ещё что интересно : что те люди, которые живут внизу, никуда не падают. Но теперь уж точно известно, что это не сказки. Если они опустят голову вниз и посмотрят под себе ноги, то увидят землю, на которой стоят, а если задерут голову кверху, то увидят над собой небо. Оказывается, что Земля притягивает к себе людей и зверей и всё, что на ней находится, поэтому люди, которые живут внизу, никуда не падают. ( По Н. Носову )
Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело : бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Множество прекрасных изделий можно получить из железа. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. Огонь не только разрушает всё на своём пути, но и служит людям. « Вулкан работает », - со страхом говорили люди и уходили жить подальше в горы … С тех пор все огнедышащие горы стали называть вулканами. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец. Бог по имени Вулкан. Стр. 44, упр 2
Литература : О. В. Узорова, Е Н Нефёдова. Практическое пособие по развитию речи. Москва « Аквариум »1997 Речь. Речь. Речь. Под редакцией Т. А. Ладыженской Москва. ПЕДАГОГИКА С. А. Есенина Как научить вашего ребёнка писать изложения. Издательство Грамотей 2005 С. Н. Костромина Учиться на пятёрки по русскому языку как ? Санкт - Петербург, Прайм – Еврознак, 2008 С. В. Иванов М. И. Кузнецова Комментарии к урокам. Москва Издательский центр Вентана – Граф М. Ракитина Русский язык. Дидактические материалы. АЙРИС ПРЕСС РОЛЬФ Москва 2000