Каким языком говорит музыка? Исследовательский проект. Щербакова Инна Викторовна, музыкальный руководитель и дети старшей группы: Никифорова Ирина, Силантьев Денис, Молочнова Дарья, Орлова Полина, Баранова Дарья, Аношин Павел МДОУ «Инжавинский детский сад 2 «Березка» Тамбовская область, р.п.Инжавино, 2010 г
Гипотеза: Музыка может без слов передавать чувства людей
Цель: определить выразительные средства, влияющие на эмоциональное содержание музыкальных произведений Задачи: выявить различие звуков по высоте в повседневной жизни и музыке развивать слуховое внимание доказать влияние качеств звука (высота, регистр, направление мелодии) на настроение музыкальной пьесы
Ход исследования 1 Познакомиться с произведениями П.И Чайковского «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Баба Яга», «Марш деревянных солдатиков», «Полька» из цикла «Детский альбом» 2 Определить их содержание, настроение 3 Нарисовать иллюстрации к прослушанным пьесам 4 Провести с родителями слушание окружающих звуков, определить их различие по высоте и окраске 5 Составить рассказ «Что мы услышали вокруг себя?» 6 Найти дома или на улице и принести несколько предметов, издающих различные по высоте звуки 7 Научиться определять на слух высоту звуков, направление движения мелодии, регистр, показывать на картинках, передавать движениями 8 Закрепить приобретенные знания о высоте звуков с помощью музыкально-дидактических игр 9 Поделиться приобретенными знаниями на итоговом интегрированном занятии «Вместе весело шагать»
Результаты исследования 1. Познакомились с пьесами П.И. Чайковского из цикла «Детский альбом»: «Новая кукла», «Баба Яга», «Марш деревянных солдатиков», «Полька» 2. Разделили их по настроению «Новая кукла» «Полька» веселые «Болезнь куклы» печальные «Баба Яга» страшные «Марш деревянных Солдатиков» бодрые
3. Научились определять на слух высоту звуков. Выяснили, что высота звука помогает выразить разные чувства Название пьесы Что выражает высота звука «Новая кукла» Смех(высокий звук) «Болезнь куклы»Вздох(высокий звук) «Баба Яга»Грубый голос, злость(низкий звук) «Полька»Нежность(высокий звук), неуклюжесть (низкие звуки)
4. Прослушали окружающие звуки, выяснили, что все звуки имеют высоту. Закрепили знания в музыкально-дидактической игре «У кого какой голос»
5. Научились определять высоту звука, изображать ее на рисунке, показывать движениями
Вывод Проведенные исследования показали, что все звуки имеют высоту высота звуков в музыкальных произведениях помогает выразить чувства и эмоции, настроение произведения
Таким образом подтверждается гипотеза о том, что музыка может выражать чувства и эмоции без слов
Использованы иллюстрации из личного архива Щербаковой И.В.